С конца прошлой недели между Нидерландами и Турцией разразилась настоящая дипломатическая война. Дело дошло до того, что голландским властям пришлось выслать из страны турецкого министра по делам семьи, а самолету с главой турецкого МИД на борту было отказано в посадке на территории королевства. В ответ Эрдоган назвал голландцев «фашистами». Из-за чего произошла ссора и к чему она приведет – разбиралась «Русская Планета».
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, который летел 11 марта в Роттердам, чтобы поучаствовать в запланированном митинге турецкой диаспоры в Нидерландах, и представить себе не мог, что его самолету будет отказано в посадке на территории страны. Хотя, наверное, мог: голландцы предупреждали, что не окажут поддержку его визиту на территорию королевства.
Причина – в том, что голландцы испугались возможных беспорядков, которые могли бы возникнуть во время проведения митинга. «Нидерланды несут ответственность за поддержание общественного порядка и безопасность голландцев, и никто другой, - сообщил глава МИД Нидерландов Берт Кундерс. – «Мы живем в свободной стране. Наши основополагающие ценности заключаются в том, что каждый свободен делать свой собственный выбор и собираться вместе. Однако мы считаем, что визит члена правительства Турции для проведения политической кампании является нежелательным, поэтому мы не будем сотрудничать в организации этого визита», - гласит заявление министерства иностранных дел Нидерландов.
Турецкая община – одна из крупнейших иноязычных общин в Европе. Большинство турок проживают на территории Германии, Дании и Нидерландов. В Турции в апреле намечается референдум по вопросам конституционной реформы, и для нынешних турецких властей и лично Эрдогану крайне важна поддержка со стороны огромного количества турецких граждан, проживающих за пределами исторической родины: в Голландии таковых почти 700 тысяч человек. Именно для этого летел в Роттердам глава турецкого МИД.
На прошлой неделе в двух городах в Германии также должны были пройти митинги турецких общин, однако они были отменены местными властями, опасаясь возможных беспорядков. Голландские власти уверяли, что отменять митинги не будут, однако запретили появляться на них турецким политикам из соображений безопасности, а также распространили заявление следующего содержания:
«Голландцы турецкого происхождения имеют полное право голосовать на референдуме по вопросу внесения изменений в турецкую конституцию. И голландское правительство не имеет возражений относительно проведения встреч, на которых им будет предоставлена необходимая информация. Но эти встречи не должны способствовать росту напряженности в обществе, а их организаторы должны придерживаться инструкций компетентных органов для того, чтобы были гарантированы безопасность и общественный порядок».
Министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя, которая планировала выступить на митинге в Германии, после его запрета отправилась в Нидерланды, но была задержана властями для дальнейшей депортации назад в Германию. Она назвала произошедшее «тиранией» и «притеснением», а также заявила, что «демократия, фундаментальные права, права человека и свобода слова - все было забыто сегодня в Роттердаме».
Эрдоган раскритиковал действия властей Голландии, назвал их «нацистскими последышами» и пообещал дать ответ. Впрочем, его опередили сами турки, проживающие в Нидерландах. В ночь на 12 марта они вышли на улицы Роттердама и пришли к стенам турецкого консульства. В ответ голландская полиция стала разгонять толку, используя дубинки и собак. Несколько турок попали в больницу. Так что беспорядки, которых так боялись нидерландские власти, все же случились.
Запреты на митинги в Германии, а также в Австрии и разгон их в Нидерландах может быть связан с тем, что Европа устала и от мигрантов, и от турок: главной причиной мигрантского кризиса многим видится именно Реджеп Эрдоган. Попытки торга между ЕС и Турцией не привели к разрешению ситуации с мигрантами. В Евросоюзе и так сократили программу финансирования евроинтеграции Турции; теперь же, когда Эрдогану потребовались голоса свыше 2 миллионов турок, проживающих на территории ЕС, европейцы решили добавить сверху.
Если на евроинтеграцию в Турции уже давно махнули рукой, используя ее лишь как предмет торга в рамках соглашения о мигрантах, то невозможность провести политическую агитацию перед своими согражданами для Эрдогана может быть весьма болезненна. Ему очень нужен этот референдум: если изменения в конституцию будут одобрены, Турция обретет президентскую форму правления, то есть власть Эрдогана в стране усилится.