В Ялте, в Ливадийском дворце, состоялось учредительное заседание интеграционного комитета «Россия-Донбасс». В нем приняли участие руководители народных республик Донбасса Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, спикер крымского парламента Владимир Константинов, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации РФ.
«Мы создаем постоянно действующий интеграционный комитет «Россия — Донбасс», — заявил координатор комитета депутат Госдумы Андрей Козенко. По его словам, идея создания комитета родилась в январе этого года, когда главы ДНР и ЛНР первый раз посетили Крым.
«Речь не столько о государстве, сколько о тысячах, десятках тысяч связей: общественных движений, фондов и просто неравнодушных россиян, которые душой болеют за Донбасс и уже третий год помогают республикам. Абсолютно очевидно, что назрела необходимость общественной координации многочисленных устойчивых гуманитарных связей Донбасса и России».
Козенко подчеркнул, что Украина не оставила Донецку и Луганску выбора. По его словам, поиск интеграционных связей с Россией — это единственный шаг развиваться для Донбасса, который оказался в блокаде, устроенной украинскими властями.
«Блокада окончательно расставила точки», — сказал Козенко.
Депутат сообщил, что будет презентован серьезный проект интеграции Крыма и Донбасса, который ощутимо повлияет на снижение цен. Кроме того, он рассказал, что подал в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену трудовых патентов для граждан ЛДНР.
«Абсолютно несправедливо, что к гражданам Донецкой и Луганской республик применяется такой же порядок приема на работу, как к львовянину и киевлянину».
По информации организаторов, комитет будет функционировать как постоянно действующая общественная структура.
— Организаторы видят своей основной задачей координацию гуманитарного сотрудничества с Донбассом, а конечной целью является создание нормальных, человеческих условий для жителей региона уже сейчас, не дожидаясь исполнения Киевом Минских соглашений, - говорит замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров — Люди в Донбассе сделали свой выбор, и преступно было бы ждать, пока на Украине с этим согласятся. Ведь все это время Украина не просто не слышит голос народа Донбасса, а поливает регион огнем. Или подождать, пока у украинской армии закончатся снаряды?
«СП»: — Насколько интеграция Донбасса и России упорядоченный и управляемый процесс? Или это просто набор шагов — как ответная реакция на действия Киева? Постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что Россия отменит признание документов ЛДНР, если Украина выполнит Минские соглашения. Это просто заявление на «западную публику»? Или в Москве реально до сих пор рассматривают такой вариант?
— Подобные общественные инициативы, как и некоторые действия вроде признания паспортов ДНР и ЛНР — вынужденная реакция на политику Украины в отношении населения Донбасса. В идеале, конечно, речь могла бы идти о восстановлении территориальной целостности Украины с предоставлением региону широкой автономии. Но Киев, не выполняя Минские соглашения, все делает для того, чтобы этого не случилось. Как поступать в подобной ситуации?
Поначалу хотя бы минимизировать потери для гражданского населения от неопределенного статуса республик. Что это значит? Это значит, что и в условиях блокады со стороны Украины в Донбассе необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств, предоставление полного набора услуг, всего функционала, который находится в зоне ответственности государства. Понятно, что без помощи извне донбасские республики с этим не справятся. И поддержка со стороны России, в том числе и на общественном уровне, им сейчас жизненно необходима. Причем без разницы, как это называется, интеграцией или гуманитарной помощью. Сути происходящего не меняет. В любом случае это помощь Донбассу, помощь всеми возможными способами — покупкой произведенной там продукции и добытого угля, гуманитарными конвоями, предоставлением желающим возможностей для работы и учебы в России. Это не является препятствием для снятия блокады со стороны Киева. Это только спасает от голодной смерти тех, кого в Киеве по-прежнему называют гражданами Украины.
«СП»: — Насколько далеко, по-вашему, может зайти эта интеграция? Признание? Принятие в состав России?
— Думаю, если блокада не будет снята, со стороны России последуют новые шаги гуманитарного характера. Например, Россия может пойти на создание еще более благоприятных условий для граждан республик Донбасса, чем те, что созданы признанием паспортов. И законопроект, подготовленный депутатом Козенко, как раз лежит в этой плоскости.
Речь идет о предоставлении гражданам ДНР и ЛНР на территории России равных с гражданами России прав и возможностей. Но не думаю, что на повестке дня сейчас стоит вопрос признания или принятия республик в состав России. Впрочем, многое зависит от Киева. Если в отношении Донецка и Луганска будет продолжена фактически политика геноцида, все возможно. Вспомним, как долго Россия занимала нейтральную позицию в отношении конфликта Грузии с Абхазией и Южной Осетией, не признавала их независимость. Но Саакашвили пошел на решение проблемы силой, и ситуация изменилась коренным образом. В России надеются на то, что Украина времен Порошенко не повторит ошибок Грузии времен Саакашвили.
— О необратимости отрыва Донбасса от Украины говорить нельзя, — уверен политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок, — Мы имеем перед глазами пример резкой нормализации отношений Молдавии с Приднестровьем после победы на молдавских выборах пророссийского кандидата Игоря Додона.
— О пророссийских кандидатах в Киеве мы в ближайшее время вряд ли услышим, однако и сближение Тирасполя с Кишинёвом наступило более чем через два десятилетия после завершения вооружённого противостояния.
На сегодняшний момент иной реальной перспективы, чем интеграция с Россией, у Донецка и Луганска нет. Другой вопрос, какую степень интеграции этих территорий считает для себя комфортной сама Москва.
«СП»: — О чем говорит создание подобных комитетов? Это проявление вектора государственной политики или очередной «клуб по интересам»?
— Учитывая, что в создании комитета принимают участие, как лидеры народных республик Донбасса, так и депутат от правящей партии России, а учредительный съезд организации прошёл в Ливадийском дворце в Ялте, можно говорить о том, что это начинание находится в векторе государственной политики. Донбасс жив благодаря как мужеству и трудолюбию собственных граждан, так и всесторонней поддержке Москвы. Комитет «Россия-Донбасс» — институционализация такой поддержки.
«СП»: — Насколько далеко может зайти интеграция?
— Москве был бы комфортен вариант возвращения пророссийского Донбасса в состав конфедеративной Украины. Донбасс, всё более ориентированный на Москву, мог бы стать одним из инструментов влияния Кремля на Киев. Но такой вариант оказался невозможен в силу ряда причин, прежде всего потому, что сам Киев сделал всё возможное, чтобы отдалить Донбасс. Если даже предположить, что полномасштабная война осталась в прошлом, вооружённые провокации на линии разграничения или транспортная блокада Донбасса не имеют никакой другой цели, кроме как показать жителям и властям региона, а прежде всего Кремлю: нет, нам этого не нужно ни под каким соусом, забирайте свой Донбасс себе, у нас и без него проблем хватает.
Соответственно, Москве, которая чувствует свою ответственность за молодые республики, не остаётся ничего другого, как продолжить экономическую, гуманитарную и, возможно, политическую интеграцию региона. Не потому, что таков был изначальный план (если он вообще был), а потому что таковы обстоятельства.
Если случится чудо и Киев исполнит все пункты Минских соглашений, которые от него требуются, то ситуация просто может вернуться к первому варианту — с возвращением пророссийского Донбасса в конфедеративную Украину. Для ДНР и ЛНР, как и для Москвы, не случится ничего страшного.
«СП»: — Как на Западе оценивают эти интеграционные процессы? Реакция на признание документов ЛДНР и национализацию предприятий выглядит слишком вялой. Или это только так кажется?
— Коллективный Запад смертельно устал от Украины и замечает её всё меньше и меньше. Примеры тому — и крайне редкие упоминания в СМИ, и вялая реакция мировых лидеров на выступление президента Порошенко на недавней конференции по безопасности в Мюнхене, и индифферентность в связи с признанием Москвой документов народных республик. С точки зрения мирового сообщества, спорная территория на востоке Украины находится под контролем России, которая действует через ею же поставленных лидеров из числа местных жителей. Такая ситуация, с точки зрения Запада, может продолжаться длительное время — у России, даже находящейся под экономическими санкциями и пострадавшей от падения цен на нефть, хватит ресурсов этот регион содержать. А если так, то Москву, конечно, можно продолжать критиковать за «оккупацию» Донбасса на протокольных международных мероприятиях, но не стоит предавать этому большого значения.