Транспортная блокада, которую Киев объявил Донбассу, принесла неожиданный результат. Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) отложил обсуждение антикризисной программы Украины, которое было запланировано на понедельник, 20 марта. По итогам обсуждения, как ожидалось, МВФ предоставит Киеву очередной транш в размере $ 1 млрд., но теперь вопрос «завис» на неопределенное время. Об этом в воскресенье, 19 марта, сообщил ТАСС.
По информации агентства, решение отложить дискуссию по Украине было принято в последний момент, что является беспрецедентным шагом. Дело в том, что для заседания все было готово, и даже директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард и ее первый заместитель Дэвид Липтон находились в субботу не в Вашингтоне, а в немецком Баден-Бадене на совещании финансистов «Большой двадцатки».
В уведомлении МВФ о переносе обсуждения говорится, что «отсрочка необходима для оценки развития событий за последнее время и политических мер, влияющих на финансовый сектор и более широкие экономические перспективы». Что конкретно имеется в виду, в документе не уточняется. Однако известно, что 15 марта состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, на котором президент Петр Порошенко предложил принять решения, удовлетворяющие требованиям радикалов о полной транспортной блокаде Донбасса и санкциях в отношении банков с российским капиталом.
На следующий день министр финансов Украины Александр Данилюк сообщил, что, по оценкам его ведомства, потери от блокады Донбасса могут по итогам года достичь 2% ВВП. Видимо, такая перспектива пришлась западным кредиторам Киева не по вкусу.
Напомним: из $ 17 млрд., которые МВФ обещал Киеву в рамках четырехлетней кредитной программы (принята в марте 2015 года), Украина получила три транша — в $ 5 млрд., $ 1,7 млрд. и $ 1 млрд. «Крайний» был предоставлен в сентябре 2016 года.
Надо сказать, Россия тогда активно выступала против решения МВФ. В декабре 2015-го фонд ради «незалежной» изменил правила предоставления финпомощи: отказался от жесткой формулировки, запрещающей кредитовать страны, которые имеют неурегулированные долги перед другими кредиторами (а Киев должен $ 3 млрд, которые были предоставлены Москвой правительству Виктора Януковича).
Тем не менее, фонд в сентябре 2016-го счел, что Украина движется в правильном направлении, и заслужила транш. В сообщении МВФ отмечалось, что украинская экономика восстанавливается, резервы выросли, а стабильность в среднесрочной перспективе зависит исключительно от проведения фискальных реформ.
Теперь же, получается, стабильность «незалежной» сильно зависит еще и от радикалов, которые громят «дочки» российских банков и блокируют Донбасс. Это «открытие» поставило МВФ в тупик.
Как теперь выглядят перспективы Киева на получение транша, насколько решение МВФ усугубляет положение Украины?
— МВФ кредитует Украину с грубым нарушением своих принципов, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Напомню, в соответствии с новыми правилами фонда предоставление помощи странам-должникам допустимо, но только если они продемонстрировали добросовестные усилия по урегулированию долга. В российском Минфине полагают, что Украина нарушила это положение, так и не признав долг перед РФ в объеме $ 3 млрд. суверенным и не представив более выгодных, чем коммерческим кредиторам, условий его реструктуризации (МВФ официально признал его суверенным еще в декабре 2015 года).
Думаю, фонд несколько шокирован решением о блокаде Донбасса, которое явно бьет по экономике Украины, и взял паузу для осмысления ситуации. На это решение, по-видимому, повлияла и позиция администрации президента США Дональда Трампа. Америка традиционно играет в МВФ значительную роль, а сейчас Белый дом, судя по всему, не настроен давать деньги неизвестно кому, и неизвестно под что.
Есть и еще важный момент, который играет против Украины. МВФ — это, прежде всего, банкиры. А банкиры во всем мире крайне негативно относятся к странам, где власти допускают захваты и погромы банков. Между тем, именно это произошло на Украине.
Полагаю, банкиры в МВФ теперь будут блокировать решение о предоставлении транша из одного только чувства классовой солидарности. Скорее всего, Порошенко этого обстоятельства не учел, но теперь оно может стать едва ли ни ключевым.
«СП»: — МВФ, поупрямившись, все-таки выделит очередной транш Украине?
— Это связано с чисто политическими решениями, а не с выполнением Киевом условий фонда, и не с экономическими потерями Украины от блокады Донбасса. На деле, шансы Киева получить транш я оцениваю как 50 на 50.
«СП»: — «Заморозка» транша будет фатальной для украинской экономики?
— Не думаю. Власти Украины достаточно эффективно поддерживают финансовую стабильность, неуклонно сокращая доходы населения. Если не будет транша, темпы обеднения украинцев ускорятся — только и всего.
Причем, вряд ли такая политика вызовет бурные протесты населения. На Украине сейчас фактически установлена диктатура, и протестные акции будут жестко и оперативно подавлены силовыми структурами — Нацгвардией либо неформальными неонацистскими подразделениями.
— Киев продемонстрировал, что избрал политику давления и на Юго-Восток, и на банки с российским капиталом, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Последний пункт ведет к массовому бегству вкладчиков, а также к росту числа необслуживаемых и просроченных кредитов. По сути, это первые признаки надвигающегося на Украину финансового коллапса. Если в этих условиях «незалежная» не получит транша МВФ, она очень быстро подойдет к рубежу, за которым начнется масштабный финансовый кризис, а потом коллапс наступит гарантированно.
Кроме того, неполучение кредита МВФ будет автоматически означать включение «красного света» Украине на получение кредитов еще и Евросоюза. Словом, МВФ понимает, что оставлять Киев вообще без денег в нынешней ситуации крайне рискованно.
С другой стороны, МВФ прекрасно осознает: дать сейчас транш — значит, поощрить Киев в действиях, которые в международном финансовом сообществе категорически не приняты. Транш позволит украинскому руководству нивелировать потери от блокады Донбасса, и не ухудшить ситуацию в экономике. В конечном итоге, это только укрепит Киев в стремлении держаться нынешней линии.
«СП»: — Как в такой ситуации поступит Запад?
— Думаю, решение МВФ — некий итог пересмотра Западом отношения к Порошенко как к партнеру. С начала текущего года на Западе, на экспертном уровне, широко высказывалось недовольство президентом Украины по поводу невыполнения Минских соглашений. Последние события перевели это недовольство на новый уровень — политический, и эти настроения стремительно набирают силу. Грубо говоря, уже многих европейских политиков Порошенко своими действиями просто достал.
Эти политики не понимают, зачем Порошенко рубит финансовый сук, на котором сидит. «Дочки» российских банков на Украине, по сути, кредитуют экономику «незалежной». И наивно думать, что, если они уйдут, их место займут филиалы европейских банков.
Теперь Запад ждет, как отреагирует на заморозку транша президент Украины, и отмолчаться ему не удастся. Думаю, после паузы в неделю-другую мы увидим визиты украинских властей в нью-йоркскую штаб-квартиру МВФ, плюс, возможно, отправку в «незалежную» спецмиссии самого фонда.
Кроме того, я не исключаю, что теперь МВФ будет тянуть паузу до новой встречи в «нормандском формате», на которой стороны снова будут решать, как сдвинуть с мертвой точки Минский процесс. Только на этот раз рычагом давления на Киев будет выступать как раз $ 1 млрд. МВФ.
Если же подвижек не будет, разговор, я считаю, вполне может зайти о «перезагрузке» Минских соглашений на новой основе. И нет сомнений, что эта «перезагрузка» еще больше отсрочит принятие МВФ решения по траншу, и получение денег Киевом.
На деле, ситуация находится в весьма подвешенном состоянии, и она действительно уникальна. Бывали случаи, когда МВФ в последний момент откладывал решение о выделении транша, но для этого всегда имелись форс-мажорные обстоятельства: госпереворот в стране-получателе кредита, или же втягивание ее в открытый военный конфликт.
Украина, как мы видим, ухитрилась стать исключением. И теперь последствия демарша МВФ для Киева могут быть самыми серьезными.