Президент Украины Петр Порошенко попросил президента Европейского парламента Антонио Таяни не пускать евродепутатов в Крым и республики Донбасса, которые Киев считает «оккупированными». Об этом сообщается на сайте главы государства в материале об итогах встречи Порошенко с Таяни, состоявшейся в среду, 17 мая, после церемонии подписания решения о введении Евросоюзом безвизового режима для украинских граждан.
Порошенко «выразил резкое осуждение случаев противоправного посещения отдельными членами Европейского парламента оккупированных территорий Крыма и Донбасса» и попросил Таяни найти «адекватный ответ» и предотвратить возможность подобных визитов в дальнейшем.
Кроме того, украинский президент подчеркнул важность позиции Европарламента по сохранению антироссийских санкций.
В Крыму сразу же отреагировали на заявление Порошенко. Глава госкомитета крымского правительства по делам межнациональных отношений Заур Смирнов заявил, что президента Украины, возомнившего себя «командиром евродепутатов», ждет разочарование, а поездки европейских политиков в Крым будут только возрастать.
«Мы сожалеем, что президент Украины решил стать командиром евродепутатов и запрещать им поездки в Крым. Тут его ждет очередное разочарование. Европейские политики заинтересованы в открытии крымского региона, и эту тенденцию никому не под силу переломить. Крымский вопрос заставляет Киев забыть о демократии и международном праве», — сказал журналистам Смирнов.
Он также призвал евродепутатам чаще посещать российский Крым, чтобы увидеть реальные изменения к лучшему за последние три года и понять выбор крымчан на референдуме в марте 2014 года.
Напомним, европейские политики неоднократно приезжали на полуостров. В Киеве это всякий раз вызывает резкое негодование. В Киеве регулярно принимают решение о наложении санкций, возбуждают уголовные дела против участников таких делегаций.
Например, 30 октября 2015 года украинские власти начали уголовное преследование бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, ему был запрещен въезд в страну в течение трех лет. В апреле 2017 года СБУ открыла уголовное дело против участников Ялтинского международного экономического форума по обвинению в том, что те «способствовали оккупационной власти в развитии туристической сферы на полуострове, призывали к снятию санкций и признанию результатов незаконно проведенного «референдума».
— Ничто не мешает европарламентариям, политикам, бизнесменам из Европы и остального мира посещать Крым, — говорит политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Что они и делают все более и более активно с каждым годом. Именно эта тенденция и беспокоит Порошенко. Европа не намерена прекращать свои «мониторинговые» поездки. Но я не исключаю, что какую-то приятную для Украины рекомендацию руководство Европарламента и разошлёт. Чтобы Порошенко не слишком расстраивался. Но опять-таки запретить европейцам — политики они или туристы — приезжать в Крым никто не может. Вести бизнес — да. Но не свободно посещать.
«СП»: — Насколько посещение евродепутатами полуострова критично для Киева? Почему он так болезненно реагирует?
— С каждым визитом у Киева рушатся аргументы и стратегия на блокирование Крыма от остального мира. Эту свою стратегию Украина сочетает с актами блокады. Например, недавно окончательно перекрыт доступ Крыма к днепровской воде — не только де-факто, но и на ближайшую перспективу. В целом, Киев был бы рад, если бы Европа присоединилась не только к американским санкциям, но и к украинской блокаде. Но Европа настроена куда более разумно к крымской проблеме.
Киев сейчас прорабатывает идеи, которые запрещают последние системные институции, связывающие Украину и Россию. Среди них — взятие под контроль УПЦ МП. Но эти придурковатые предложения приведут не к поддержке Европы, а к тому, что украинцы рано или поздно разорвут эту власть на части. Показательный пример — последствия празднования на Украине 9 мая. Да, конечно, в переименованном ныне Днепропетровске запретили ветеранские организации. В Винницкой области какие-то недоделанные националисты попытались попугать местное население, сорвать праздник у людей. В итоге одного из активистов-бандеровцев нашли в реке с отрезанными ушами. Протест по всей стране растёт, а Крым и различные инициативы украинской власти в его адрес в этой ситуации — от испуга. Как-то надо отвлекать внимание.
«СП»: — Почему, по-вашему, евродепутаты ездят в Крым? Будет ли меняться эта тенденция в обозримом будущем?
— Европейские политики будут только наращивать свой интерес к Крыму. Более того, ряд европейских субрегионов (Бавария, Венето и другие) открыто выступают за отмену санкций против России в связи с Крымом. Все видят, что Америка просто теряет интерес к крымской проблеме, а без Америки играть в дурацкую игру с санкциями просто бессмысленно. Позиция Порошенко в такой ситуации карикатурна.
«СП»: — Насколько вообще тема Крыма актуальна для европейской повестки дня? Или в Европе по большей части ничего об этом не знают и знать не хотят?
— Во многих европейских странах крымская проблема именно в силу запроса на ее адекватное разрешение давно стала элементом внутренней политики. Разумные голоса за отмену санкций звучат уже как элемент оппозиционной риторики оппозиции в борьбе за власть. Поэтому демарши в отношении общей европейской позиции будут только усиливаться. Крым уже всерьёз обсуждает создание своего рода внутреннего министерства иностранных дел. Так много желающих приехать.
— Реакция Таяни на обращение Порошенко, если и последует, то только на уровне весьма обтекаемой риторики, — уверен доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— Европейские политические структуры не заинтересованы в расшатывании и обострения конфликта на собственном политическом поле и без того раздираемого противоречиями и дискуссиями о судьбе Евросоюза, особенно на фоне усиления евроскептиков и Brexit.
«СП»: — Для Порошенко это уже жест отчаяния? Типа «настучать» учительнице на «обидчиков»? Или у Киева есть и другие способы повлиять на «нарушающих» украинское законодательство депутатов?
— Речь идет, скорее, о дежурном в подобных случаях политическом жесте, который все больше приобретает характер комический и психиатрический. Однако чем больше украинская политика превращается в международных отношениях в шоу-политику, тем становится очевиднее: подобные жесты не несут ни для кого реальных последствий.
«СП»: — Насколько для Европарламента вообще важна тема Крыма? Может ли посещение полуострова отдельными депутатами стать предметом жаркой дискуссии в его стенах?
— Для Европарламента данная ситуация объективно выгодна, так как позволяет отдельным политикам проявить свою «оппозиционность» и «нонконформизм». Возможная дискуссия относительно посещений или непосещений Крыма европейскими парламентариями явно будет носить политически имитационный характер в рамках беспроигрышной повестки. В общем, политики снова окажутся при деле и получат хорошую возможность для пиара.
«СП»: — Насколько уголовные дела, открытые Киевом против европейских политиков могут повлиять на их решение ездить в Крым?
— Серьезного влияния угрозы Киева на европейских политиков оказать не могут, если они не будут «согласованы» с самими европейскими политическими институтами. На европейских политиков реальное влияние оказывают только внутренняя конъюнктура сил, протест против которой, как показывают текущие политические процессы, растет.
«СП»: — Действительно ли для Киева эти поездки так болезненны? Ведь речь идет далеко не о политиках первого эшелона, а о представителях европейской оппозиции…
— Киев чрезвычайно чувствителен к позиции и любым жестам Запада, с чьей бы стороны они ни исходили. В этом отношении не важно, к какой политической силе или к какому эшелону относятся эти политики, хотя бы потому, что это разрушает внутреннюю пропагандистскую картинку, во многом обеспечивающую киевскому режиму легитимность.