Продолжаются страсти вокруг заочного спора Алишера Усманова и Алексея Навального по поводу обвинений в адрес бизнесмена со стороны главы ФБК. Только за первые сутки видеоролик олигарха во всех соцсетях посмотрело, по данным РБК, свыше 6 млн человек. Аргументы миллиардера, его риторика, встретили понимание у значительной части российского общества.
Первая часть видеообращения Усманова выглядит убедительно, поскольку не существует никаких доказательств нарушения им закона при ведении бизнеса. При этом улик для того, чтобы заподозрить олигарха во взяточничестве, достаточно. Такое мнение в эфире телеканала «Дождь» высказал профессор IE Business School в Мадриде Максим Миронов.
Телеканал выразил готовность организовать дебаты между участниками заочной полемики. Инициатором дебатов выступил Навальный, отметив, что не боится принять участие в разговоре с бизнесменом. Реакция Усманова на это предложение пока не известна. Ранее Усманов обратился в суд с иском к ФБК о защите чести и достоинства. Первое заседание состоится 30 мая.
Напомним, в расследовании ФБК, в частности, утверждалось, что глава USM Holdings Усманов якобы передал особняк с земельным участком площадью более 4 га в Одинцовском районе Подмосковья в дар фонду «Соцгоспроект», главой наблюдательного совета которого является однокурсник действующего премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Илья Елисеев. Были и другие обвинения, в том числе касающиеся личной репутации олигарха. И конечно, главное, чего добился участием в споре Усманов, чтобы все вообще забыли из-за чего он возник, о Медведе, и в том, в чем его обвиняет Навальный.
Отвечая Навальному, Усманов начал с себя, опроверг утверждение о том, что был осужден за изнасилование. Как оказалось, приговор был вынесен за «кражу социалистической собственности». Впоследствии суд реабилитировал бизнесмена. Кроме того, Усманов напомнил, что не участвовал в залоговых аукционах 1990-х, а приобрел акции принадлежащих ему предприятий законно. Также он заявил, что создал десятки тысяч рабочих мест и выплатил миллиарды рублей в качестве налогов.
Публичный ответ Усманова на обвинения ФБК — запись видеоролика, удивил российское общество. Сторонники Навального ожидаемо отреагировали на него с иронией и недоверием. Масла в огонь подлила информация РБК о том, что запись видео проходила на яхте коммерсанта стоимостью в 400 млн долларов, которая в тот момент находилась в Средиземном море у берегов Франции.
При этом другие наблюдатели отметили «человечность» олигарха по сравнению с политиком. Так, публицист Дмитрий Ольшанский озаглавил свой текст об этом: «Натуральный Усманов против пластмассового Навального». В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова уверена, что то, что сделал Усманов, записав видеообращение к Навальному, «будут изучать в ВУЗах и колледжах специалисты по риторике и пиару».
Опрошенные «СП» эксперты высказали свое видение конфликта.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что Усманов, выступив в неожиданной для себя роли видеоблогера — оппонента Навального, существенно выиграл.
— Я посмотрел видеоролик Усманова и мне понравилось. Я считаю, что если ставилась задача раздемонизации Усманова, то она вполне решена. Усманов был спокоен, говорил аргументировано и хотя многие считают, что этот ролик сыграл в пользу Навального, я так не считаю. Даже, если Навальный остался в выигрыше, то и Усманов тоже выиграл. Он показал себя человеком со стержнем, у которого есть аргументы, который совершенно не похож на устоявшийся образ.
Предположу, что сейчас найдется много людей, которые как Усманов начнут делать ролики, обращаясь к Навальному. У нас много политиков второго эшелона. Они, считая, что у Усманова не получилось, будут пытаться сделать лучше. И вот это как раз может повысить капитализацию Навального. Получится, что где политика, там Навальный, а где Навальный, там политика. Таким образом, общими усилиями они поднимут «стоимость» политика. Получится, что он сопоставим с президентом.
Для Навального в том, что его упоминают люди типа Усманова, есть плюсы и минусы. С одной стороны, растет цитируемость. С другой, его образ размывается. Он рискует просто надоесть.
«СП»: — Возможно, эта история не закончена. Навальный вызвал Усманова на дебаты, тот, как человек «конкретный», может и согласиться…
— Да, возможно. Это будет похоже на сюжет «Сказки о попе и работнике его Балде». Помните, там было предложено сначала обогнать «меньшого брата». То есть от Навального ждали бог знает чего, а окажется, что он в дебатах с Усмановым участвует. Причем, не факт, что все будут за Навального. То есть, он разменивается по мелочам, затирается, лишается самого главного — некоторой загадочности. Происходит десакрализация. Навальный как лидер оппозиции может быть интересен до тех пор, пока его не будут слишком много. Мне кажется, он уже проигрывает.
«СП»: — А не может ли в результате этой истории Усманов сам стать политической фигурой?
— Усманов, на самом деле, оказался куда круче, чем можно было предположить. Говорить, что он что-то потерял из-за этой истории с роликом, могут только глупцы. Он очень много приобрел. Он перешел в какую-то другую категорию. Из злодея олигарха, сидевшего за изнасилование, он превратился в своего рода героя. Очеловечился.
— Сегодня многие осуждают ответ Усманова Лехе Навальному. — Говорит писатель и публицист Игорь Молотов. — Лехе — потому что ну не тянет он на Алексея рядом с Усмановым. Такой Леха, машет ручками, фанфарон и щеголь. Усманов мне категорически понравился. Серьезный человек говорит серьезные вещи. Не размахивает ручками как Леха Навальный — говорит, как настоящий «дон» с легкой усталостью в глазах. Сидел по серьезной уважаемой статьей. Жизнь видел и до девяностых, и после. Правильный человек.
Усманов ответил прямо и четко, с аргументами, не спеша расставляя все точки над I. Он убедительно доказал, что Навальный совсем не разбирается в вопросе, о котором пишет, либо специально вводит нас в заблуждение. Навальный обвиняет Усманова, что тот платит налоги за границей. Ложь. Усманов платит налоги в России. В 2016 году заплачено 2,7 млрд рублей. О приватизации тоже выяснилось — все вранье. Активы Усманова приобретены у частных лиц. Усманов участвовал только в одной приватизационной сделке. Речь идет об Удокане. И там сделка вообще-то на 500 млн долларов. Это не маленькие деньги. Не три копейки, которые платили участники приватизации.
Про уголовное дело Леха также … (врет — авт.). Усманов сидел по уважаемой статье. … (нехороший человек — авт.) Леха обвинил его в изнасиловании. Я думаю только ВВП сдерживает Усманова не отправить ребят за Лехой и не спросить с него на закрытом заводе за предъявленное изнасилование. Обвинение серьезное, а значит и спрос тоже.
А что касается конспирологии, то ее нет. Навальный много врет, много людей незаслуженно обижает. Усманов мужик правильный — решил ответь. По-домашнему, с расстановкой.
По мнению адвоката, члена КПРФ Дмитрия Аграновского, Усманов, как бывший советский человек, более понятен и безопасен для страны. В то время как целью Навального является разрушение российских государственных институтов.
— Мы с адвокатом Виолеттой Волковой просмотрели фильм ФБК и обращение Навального. Никаких фактов там нет, как и в абсолютном большинстве его обращений. Поэтому перспективы иска Алишера Усманова в суде вполне хорошие. Но тут сложно предсказать, как поступит суд, потому что отношение к Навальному со стороны властей очень непонятное. Внешне он вроде бы злейший враг, но при этом везде сталкивается с режимом наибольшего благоприятствования. От «болотного» дела до судов по имущественным делам, после которых он постоянно остается на свободе.
На месте Усманова я не стал бы обращаться к Навальному, потому что ничего кроме минусов я здесь не вижу. Увещевать «навальных», пытаться воздействовать на их совесть, бессмысленно, так как ничего похожего у них нет. Это все равно, что пытаться увещевать роботов-андроидов.
Обратите внимание, если мы с вами кого-нибудь безосновательно обвиним, например, в изнасиловании, за нами быстро придут. Но у Навального почему-то эксклюзивная лицензия на такого рода поведение. Посмотрите, кто сидел по «болотному» делу. Сидел Удальцов. Хотя роль каждого из оппозиционеров из материалов уголовного дела абсолютно ясна.
Вообще, я не считаю Навального политиком. Я считаю, что он — часть проекта по вмешательству во внутренние дела России.
«СП»: А как же борьба с коррупцией?
— Что касается борьбы с коррупцией, то они всегда про нее говорят. И Ельцин, и нынешние венесуэльские фашисты, которые там скачут на площадях, и украинские бандеровцы и т. п. Это происходит потому, что левые ценности — стремление к справедливости, наиболее сильные. Поэтому они это и используют. А когда они побеждают, они сажают на наши головы гораздо более страшный коррупционеров и эксплуататоров. И даже откровенных убийц. Об этом говорит исторический опыт: Чили, Москва 1993 года.
Если выбирать между Усмановым и Навальным, я, конечно, выберу Усманова. Классово он мне абсолютно чужд. Но он вписан в определенную систему, которая как минимум, не дала устроить в Крыму и на Донбассе такую же бойню, как в Одессе. Эта система хотя бы в этом нам ближе. Можно сказать, что Усманов — меньшее «зло», чем Навальный.
Навальный и его люди — это самая настоящая «пятая колонна». Никаких политических целей, кроме разрушения государства, они перед собой не ставят. Также как в Венесуэле или на Украине. На мой взгляд, деятельность ФБК должна быть запрещена. Ход документам, которые они предоставляют, давать нельзя. Никаких запросов делать по ним не надо.
Более того, чем скорее Навальный и его люди будут вытеснены из российской политики, тем скорее у нас очистится место для настоящей, нормальной оппозиции. Сейчас практически любая оппозиционная деятельность в России невозможна потому, что она сразу связывается со сдачей Крыма Украине и т. п. То есть Навальный и либералы занимают место нормальной оппозиции.
«СП»: — Вернемся к Усманову…
— Так вот Усманов, обращаясь к Навальному, вольно или невольно занимается раскруткой вот этого проекта по разрушению нашей страны. Не дай бог Навального еще к президентским выборам допустят! Это будет огромная ошибка власти. Говорят, Навальный не наберет много голосов. Но у них нет задачи набрать голоса. Их задача — дискредитировать государственные институты как таковые. Наши власти не понимают, что это достижимо очень малыми силами.
Тем более, что финансовые ресурсы либеральной оппозиции неисчерпаемы. Сколько будет нужно, столько США и выделят. Навальный и компания, те, кто жег людей в Одессе и те, кто сейчас пытается свергнуть Мадуро в Венесуэле — это абсолютно одинаковые люди, выведенные в одних и тех же лабораториях. Смотрите, как они начинают свои речи: Привет, сейчас я расскажу вам про коррупцию! Прямо видно, что он прошел курсы о том, как привлечь внимание аудитории. Был, например, ролик с собакой, она располагает…
А в Усманове есть что-то человеческое. Видно, что он вышел из советского времени со всеми его достоинствами и недостатками. Он пытается усовестить Навального. Но это также бесполезно, как распинаться перед следователем. Он вас слушает, но его цель — изменить потом обвинение так, чтобы вам стало хуже. Усманов, таким образом, лишь раскрывает свои козыри. Нельзя так с либералами разговаривать. У них со своими одни нормы поведения, а с чужими другие. Их опасность недооценивается.