31 мая 1997 года президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма скрепили подписями «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной». В течение пяти лет после распада СССР Москва и Киев делили Черноморский флот, ядерное оружие и советские долги. Заключение Договора о дружбе символизировало урегулирование наиболее острых противоречий. Однако за минувшие 20 лет максимум, что удалось сделать двум государствам, — не скатиться в открытую войну друг с другом.
Хотели как лучше
Тема российско-украинских отношений всегда была на первых полосах СМИ обеих стран. Россия и Украина ссорились настолько же рьяно, насколько конфликтуют в семье два брата. В детстве старший ребенок надеялся, что с годами младший остепенится, прекратит задираться и воровать деньги. Старший привык уступать и брать обещание, что проделки не повторятся. Но младший не хотел исправляться и начал водить дружбу с плохишами из другого подъезда.
Прошло 20 лет. Старший брат возмужал, а младший продолжил пакостить и грозить пустить в общий дом хулиганов, которых считал своими друзьями. Старшему надоели выходки проживающего в соседней комнате родного человека, и он решил поделить жилплощадь на свое усмотрение. Младший, понимая, что не в силах дать сдачи, объявил старшему бойкот и позвал на помощь плохишей, но те не решились ввязываться в драку.
Примерно так выглядит история развития российско-украинских отношений после распада Советского союза, если ее переводить на язык бытовой разборки. Четверть века два братских народа не могут прийти к компромиссу. Русский, как более зрелый, считает себя лидером, а украинский — уп-о не хочет признавать силу и авторитет брата, хотя жилось ему с ним очень даже неплохо.
Украинская СССР была единственной республикой, которая работала фактически на себя. По данным на 1990 год, ВВП на душу населения Украины составляло 12,4 тысячи долларов (сейчас — чуть более 8 тысяч), а потребление товаров — 13,3 тысячи долларов на душу населения. Для сравнения: РСФСР производила продукции на 17,5 тысячи долларов на душу населения, но у себя дома оставляла — 11,8 тысячи долларов.
О чем это говорит? Русский человек каждый третий рубль отдавал национальным республикам. Богаче всего жила Грузия. ВВП на душу населения закавказской республики составлял 10,6 тысячи долларов, а показатель потребления на одного жителя оценивался в 41,9 тысячи долларов. Не по средствам жили все ССР, кроме России и Белоруссии.
Украинцы ели честно заработанный хлеб и в отличие русских имели возможность положить на кусочек ржаного сало, колбасу, масло и сыр. Почему же в один момент братский народ перестала устраивать такая жизнь? На референдуме 1 декабря 1991 года 90,32% избирателей УССР проголосовали за выход из состава Советского союза. Меньше всего развода хотели жители Востока, но и там доля сторонников независимости была очень велика: в Крыму — более 54%, в Донбассе — более 80%. Хотя еще в марте 1991 года 77% граждан не хотели распада «союза нерушимых».
Мечта о «рухе»
Скорее всего, украинцы и русские, проживавшие в УССР, поддались на уговоры политиков во главе с видным коммунистическим деятелем Леонидом Кравчуком, который быстро переквалифицировался в демократа и национально ориентированного политика.
Михаил Сергеевич разжал кулак, который держал в узде всех местных царьков, и те, почуяв свободу, решили воспользоваться начавшимся разделом советской империи в своих политических целях.
Армяне быстро вспомнили, что они армяне, узбеки — что узбеки и так далее. Бывшие партийные боссы, рассказывавшие ранее байки о важности интернационализма, убедили нацменьшинства СССР, что на протяжении 70 лет бал правили русские, выкачивания ресурсы из окраин. Теперь все богатства будут действительно принадлежать народу, и потому жить он будет намного лучше.
Для подобной пропаганды на Украине была плодородная почва. Часть населения УССР никогда не забывала про великий «рух», которому препятствовали большевики, но потворствовала иностранная разведка и нацисты. Символично, что в 1992 году Кравчук фактически объявил Украину наследницей Украинской Народной Республики, существовавшей в 1917-1920 годы. Государственным гербом постсоветской Украины стал желто-синий трезубец УНР.
Однако сброшенные оковы привели к обвалу экономики Украины, которая на 70-80% была привязана к российской. Лишь в начале 2000-х годов Украине удалось привести экономику в более-менее нормальное самочувствие. Но всплеск национального самосознания в 2013-2014 годы, сопровождавший разрывом торгово-экономических контактов с РФ, вновь потянул страну на дно.
И градус русофобии продолжает зашкаливать. Россия вновь оказалась виновата во всем: при СССР — объедала, а сейчас — забрала Крым, угольные шахты Донбасса и бросила против свободного европейского народа полчища танков и ГРУшников. В патриотическом пафосе украинская пропаганда, пожалуй, ничем не уступает антизападной идеологии СССР.
Передовой эшелон
В федеральных СМИ принята точка зрения, что Украина вот-вот рухнет под тяжестью ненависти к России, неразделенной любви к Европе и собственным дебилизмом. За пристальным освещением самоубийственных глупостей, которые вытворяет соседняя страны, средства массовой информации РФ оттеняют просчеты властей.
Украина — это не только исконно русская земля и источник нашей государственности. Это важнейшее стратегическое направление, от ситуации на котором зависит национальная безопасность России. Москве жизненно важно контролировать земли по левую и правую сторону Днепра. Украина — это земля на подступах к сердцу нашего государства. И, если говорить совсем откровенно, Украина — это буферная зона, передовой эшелон обороны, как Восточная Европа для НАТО.
Именно поэтому Россия веками боролась за присоединение украинских земель, которые к тому же исторически являются русскими. С распадом СССР Россия потеряла огромный стратегический и оперативный простор. Но возвращать каким-либо образом Украину в течение минувшей четверти века было необязательно. Как минимум в отношении Киева стоило проводить более осмысленную политику, ставя четкие задачи.
Наиболее оптимальный и безболезненный вариант (с учетом сохранения формального суверенитета) заключался в том, чтобы в соседней стране правил действительно проукраинский президент, который понимал бы, что спасение Украины в дружбе с Россией и умеренно теплых отношениях с Западом. За 25 лет независимости единственной креатурой Кремля (и то по слухам) был Виктор Федорович Янукович, который, наверное, наломал дров больше, чем Кравчук, Кучма и Ющенко вместе взятые.
В конце 2004 года Москва сдала его победу на выборах, а в 2010-2013 годах не смогла сдержать аппетит дорвавшегося до власти уроженца Донецкой области. От свержения Януковича проиграли как Россия, так и Украина. В 2014 году русский медведь обрел врага в лице глупого, но агрессивного пса, которого активно натаскивают на повелителя леса. Убивать его жалко, а смысл шлепков — голодное и опьяненное злобой животное давно не понимает.