В последние недели ситуация вокруг Молдавии серьезно обострилась – причиной тому стала череда односторонних действий Кишинева в отношении России и Приднестровья, которое по понятным причинам принято рассматривать в качестве одного из немного «русских форпостов» в Восточной Европе.
12 мая в аэропорту Кишинева задержали, обыскали и депортировали российского миротворца, возвращавшегося на Родину с места службы в Приднестровье. Спустя неделю Украина (очевидно, не без консультаций с РМ) запретила ввоз на территорию ПМР без согласования с Молдовой некоторых категорий продуктов питания. Про прошествии еще нескольких дней из Молдовы были высланы 5 российских дипломатов, объявленных персонами non grata (они, кстати, участвовали в работе руководящего органа миротворческой операции на берегах Днестра). А уже 31 мая Молдова совместно с Украиной запустили первый пункт совместного контроля на приднестровско-украинской границе в пункте пропуска «Кучурган».
В Приднестровье, что характерно, на протяжении полугода заявляли о том, что совместный молдавско-украинский контроль – очередной спланированный виток блокады республики со стороны Кишинева и Киева. Ежегодные потери от появления молдавских силовиков на границе с Украиной правительство ПМР оценило не менее, чем в $40 млн. в год. При этом обсуждать эту проблему с Приднестровьем ни один из участников переговорного процесса по урегулированию конфликта (формат «5+2»), кроме Российской Федерации, не пожелал.
Аналитики сходятся во мнении, что Кишинев на протяжении последних лет планомерно движется по пути усиления блокады Приднестровья и обострения отношений с Российской Федерацией. В Москве такая тактика, как можно судить, не остается незамеченной. Кремль, очевидно, прекрасно понимает истинные намерения молдавских властей, поддерживаемых и направляемых Западом, однако пока воздерживается от непропорциональных ответных мер.
Сдержанность РФ объяснятся, по видимому, беспрецедентным кредитом имиджевой поддержки, оказываемой Кремлем президенту Молдовы Игорю Додону, который позиционирует себя если не пророссийским, то уж точно «антиевропейским» политиком. Так, выступая в Балтийском федеральном университете глава МИД России Сергей Лавров открыто заявил, что Москва рассматривала возможность введения ограничения против трудовых мигрантов из Молдовы в ответ на действия РМ, однако в конечном итоге было решено обсудить проблему с молдавским президентом Игорем Додоном и ограничиться лишь высылкой 5 дипломатов Молдовы.
Впрочем, глава МИД России вполне отчетливо дал понять, что терпение Москвы не безгранично – поэтому весьма вероятно, что очередная провокация Кишинева приведет к гораздо более жестким ответным шагам со стороны России.
Впрочем, на деле понять все тонкости избранной Кишиневом тактики в отношениях с Россией и Приднестровьем достаточно непросто. С одной стороны, принято считать, что все недружественные шаги инспирированы исключительно проевропейским правительством Молдовы, с тем, чтобы помешать президенту Додону (который решительно осуждает подобные демарши) наладить отношения с Москвой.
С другой стороны, в Кремле, по- видимому, возникает все больше вопросов к позиции молдавского президента, который хоть и не обладает реальными властными полномочиями, но обладает парламентским большинством в виде им же созданной партии социалистов. Более того, не остается незамеченным тот факт, что Игорь Додон публично заявил о единстве позиции парламента, правительства и собственно президента в отношении пророссийского Приднестровья, в том числе, поддержал установку на границе ПМР совместных молдо-украинских постов, т.е. по сути выступил за дальнейшую блокаду напризнанной республики.
В каком-то смысле Игорь Додон стал заложником собственных многочисленных заявлений, нацеленных на различные группы молдавского общества с прицелом на грядущие выборы парламента в 2018 году, однако важно понимать, что рано или поздно президенту РМ придется определиться со своей истинной позицией.
Интересно, что в Кишиневе давно идет речь о подготовке некой новой концепции урегулирования приднестровского конфликта. В процесс его разработки активно включилось гражданское общество РМ, представленное, в основном, прозападными НПО и откровенно русофобскими экспертами. Тем более симптоматично, что 2 июня, спустя несколько дней после совместного заявления президента, парламента и правительства РМ о единой позиции по Приднестровью Институт эффективной политики РМ представил обширный план по принуждению Приднестровья к «возврату» в Молдову.
В многостраничном документе фактически предлагается пошаговая стратегия подавления ПМР, фильтрации населения региона по убеждениям, гражданству, а также работе в органах власти Приднестровья. Вот лишь некоторые выдержки из данного документа, которые красноречиво дают понять, как именно в экспертных кругах Молдовы видят будущее Приднестровья.
«….Что представляет из себя население Приднестровья?
- исторически унаследованная румынофобия и некритическая ориентация на Россию; идеология «русского форпоста»;
- формирование «приднестровской идентичности» в условиях авторитарного режима - страх, конформизм, лицемерие. Как следствие
- «референдумы» с заведомо известными результатами;
- Роль и специфика «образ врага» в «приднестровской идентичности»;
Вывод: Жители Приднестровья должны пройти через процесс «деприднестровизации» (как Германия прошла через денацификацию) - принятие Закона о люстрации, исключающего из политического процесса в объединенной РМ разного рода функционеров, идеологов и холуев режима; программа репатриации в Россию; жесткая зачистка российской агентуры, ликвидация российских инструментов "SoftPower"; создание информационного пространства очищенного от инструментов информационной войны путинской России. И только после реализации основных этапов «деприднестровизации» – распространение на население левого берега, всех прав и свобод».
«…Нынешний статус "пмр" как стороны переговоров должен быть заменен на статус криминальной структуры. То есть, не просто структуры, незаконной с точки зрения нынешнего законодательства Молдовы, что, в принципе, можно и поправить, достигнув компромисса и внеся изменения в законы, а криминальной по самой своей сути. Такой, с которой возможны только переговоры о сдаче, в обмен на частичное или полное освобождение её функционеров от уголовной ответственности - и более ни о чём».
«…Всем функционерам "пмр", как действующим, так и бывшим, должно быть предложено пройти "тест на лояльность" - добровольно зарегистрироваться на специальном сайте с заполнением подробной анкеты и получением соответствующего личного кода. Добросовестное прохождение теста на лояльность, с сообщением правдивой информации дает в дальнейшем возможность избежать поражения в правах, включая безусловный запрет занимать любые должности в системы госуправления Молдовы, а также быть избранным в выборные органы…»
«Предлагается предпринять ряд мер профилактического характера как к отдельным граждан, так и организациями предприятиям Приднестровья, не выполняющим законы Молдовы и замеченных в пропаганде сепаратизма.
- Гражданам Молдовы, поддерживающим сепаратистский режим необходимо приостановить право выезда за границу. Лицо, в отношении которого предпринята эта мера, должно иметь право опротестовать её в судебном порядке;
- Гражданам других стран (России, Украины и т.д.) поддерживающих «сепаратистский режим разрешить выезд из Молдовы, но запретить / минимум на 5 лет въезд в Молдову…
- Поднять вопрос о незаконной, с точки зрения законов Молдовы, приватизации, проведенной, в течение ряда лет, властями "пмр" на территории временно контролируемых ей районов Молдовы. Нынешним собственникам таких объектов должны быть предложены схемы их легализации в Молдове, предусматривающие, в числе прочего, возмещение материального ущерба, понесенного молдавской стороной из-за незаконной приватизации.
- Необходимо заранее достигнуть договоренности с Украиной, и выработать план согласованных действий по полному или частичному отключению для "пмр" всех видов связи, включая Интернет, когда, и если такая необходимость возникнет»
Завершается план молдавских экспертов выводом о необходимости провести в Приднестровье «дешовинизацию», «деимперизацию», «декриминализацию» и «декоммунизацию». Организовать все эти мероприятия по «очистке» территории ПМР от нежелательной части населения предполагается в два этапа – сначала вытолкнуть Приднестровье из международного переговорного процесса, а затем при поддержке Евросоюза и США выдавить из республики российское присутствие.
Очевидно, подобные стратегии в современном мире, в случае их реализации, своей поддержки на найдут – слишком уж беспринципно авторы плана предлагают нарушать целый перечень прав человека и применять практики, широко использовавшиеся в 20 веке фашистскими государствами. Однако следует понимать, что разветвленная система прозападных экспертных НПО в Молдове давно и плотно интегрирована с органами официальной власти, в том числе, прямо или косвенно задействована в разработке различных концептуальных документов по различным направлениям молдавской политики. Таким образом, план по принуждению Приднестровья к капитуляции, очевидно, ляжет на стол чиновникам высокого ранга в Кишиневе.
В этой связи следует понимать главное – именно такое видение урегулирования конфликта с Приднестровьем бытует в среде провластных молдавских экспертов, и именно на жесткие, «пещерные» методы борьбы с приднестровским народом сохраняется в сознании аналитиков, так или иначе ассоциированных с официальными властями РМ. В этом смысле не следует надеяться на то, что в ближайшее время череда недружественных действий Кишинева в отношении непризнанного Приднестровья и Российской Федерации прекратится.
Очевидно, стремление к конфронтации с Тирасполем и Москвой остается пока единственной реальной стратегией Молдовы, а готовность вести взвешенный и прагматичный диалог с Приднестровьем и Молдовой пока что не покидает уровень легковесных деклараций. Таким образом можно предположить, что в Кишиневе следуют в фарватере грузинского опыта, намеренно обостряя отношения с Россией в надежде на слом сложившегося статуса-кво в регионе.
По задумке молдавских политиков, деградация отношений с Москвой позволит Кишиневу «с чистой совестью» применять в отношении Приднестровья новые меры давления и в конечном итоге достичь желаемого – обескровленную и потерявшую волю к борьбе территорию современной ПМР.