В начале второй недели июля в Москву с официальным двухдневным визитом прибудет король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Это будет первый визит короля в Россию, после того как он принял бразды правления в своей стране 23 января 2015 года, пишут бахрейнское издание Akhbar Al-Khaleej и египетское агентство NoonPost.
Источники «СП», знакомые с ситуацией, отмечают, что предварительно визит короля запланирован на 8−10 июля (8 июля — день прилета), то есть сразу после саммита G20, который пройдет 7−8 июля в немецком Гамбурге и на котором должны встретиться президенты Дональд Трамп и Владимир Путин. По словам другого источника, приезд монарха планировался на 8−10 июля, но буквально на днях был сдвинут вправо. Ранее, 22 июня, замглавы МИД России Михаил Богданов отметил, что визит короля Саудовской Аравии состоится в «скором будущем», «стороны настроены на это».
Немецкое информационное агентство DPA со ссылкой на дипломатические источники в Эр-Рияде сообщили, что король Салман, которого будет сопровождать ряд высокопоставленных саудовских чиновников, намерен обсудить с Владимиром Путиным ситуацию в Сирии, Йемене, Ираке, палестинскую проблему и вопросы борьбы с терроризмом. Также, по данным DPA, саудовский монарх намерен затронуть проблему вокруг Ирана, а именно степень приверженности иранского правительства международному соглашению по ядерной программе, изучить возможность поставок российского оружия в Эр-Рияд, и, наконец, обсудить ситуацию на рынке нефти и вопросы экономического сотрудничества и поощрения инвестиций между двумя странами.
NoonPost, в свою очередь, считает, что на будущих переговорах проблема Йемена может быть вовсе не проходной. По данным портала, саудовцы хотели бы заручиться поддержкой Москвы при принятии решения о штурме провинции Ходейды, которую занимают хуситы и на которую нацелены подконтрольные ОАЭ силы. Для этого якобы уже была проведена встреча президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади и посла России в Йемене Владимира Дедушкина в Эр-Рияде. Согласно источнику, присутствовавшему на встрече, российский посол уведомил Хади, что Россия не может допустить гуманитарного кризиса в Ходейде.
Источники DPA отказались комментировать возможность приобретения Саудовской Аравией передовых российских ЗРС С-400, однако ранее представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) заявляли, что российско-саудовские консультации по военно-техническому сотрудничеству продолжаются, и договоренности между Эр-Риядом и Вашингтоном по продаже оружия никак не препятствуют этому процессу. Как отмечает Akhbar Al-Khaleej, по некоторой информации, помимо вертолетов и бронетехники Саудовская Аравия якобы проявляет интерес к российским истребителям МиГ-35.
Кроме того, ходят слухи о том, что Россия теоретически может быть заинтересована поучаствовать в приобретении акций нефтяного гиганта Saudi Aramco. Капитализация всей Saudi Aramco может превышать $ 2 трлн.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов напоминает, что сотрудничество Саудовской Аравии и России в сфере ВТС пока ограничивается одним контрактом, заключенным в середине «нулевых» годов, на закупку около 10 тысяч автоматов АК-74М для полиции и спецназа.
— Несмотря на свой возраст и проблемы со здоровьем, король Салман посещает другие страны. Например, недавно он совершил визит в Индонезию. С другой стороны — вряд ли он поедет в Москву просто так — чтобы Россию посмотреть. Поэтому вполне возможно, что его приезд в Россию не ограничится лишь одними взаимными декларациями сторон, а будет сопровождаться серьезными переговорами. Я могу допустить, что Эр-Рияд может заключить с Москвой пакет соглашений, в том числе касающихся вооружений, и выступить спонсором закупки военной техники для других стран, например, Египта. Информация об интересе саудовцев к системе С-400 просачивалась в СМИ, и теоретически они могут быть заинтересованы в их покупке. Понятно, что свои заказанные дивизионы ждет Китай, а также Минобороны, но при большой необходимости военное ведомство может «подвинуться». Что касается самолетов МиГ-35, то, скорее всего, это — фейк. Абсолютно непонятно, зачем саудовцам эти самолеты.
Арабист, старший преподаватель департамента политической науки НИУ-ВШЭ Леонид Исаев полагает, что факт визита саудовского короля уже можно будет считать позитивным сигналом.
— Король Салман давно обещал приехать в Москву, а российский президент не раз передавал ему приглашение. И если после такого количества приглашений Кремля король не откликнулся, то это можно было бы расценивать как тревожный сигнал. А раз договоренности достигнуты, и здоровье позволит ему приехать, то значит саудовцы всерьез готовы взаимодействовать с Россией на самом высоком уровне. Центральный вопрос в российско-саудовской повестке — это экономика. Конечно, стороны не обойдут тему цен на нефть и подтвердят свои намерения сохранить квоты на установленном уровне, но Россия однозначно будет настаивать на том, чтобы саудовцы наконец перешли от слов к делу в вопросе инвестиций. О них говорится много, но в реальности ничего нет, хотя те же катарцы реально вкладываются в российские проекты.
«СП»: — Зачем это саудовцам?
— С экономической точки зрения, ценные бумаги крупнейших российских компаний недооценены из-за сложившейся политический ситуации, но это — временное явление. Поэтому логично в них вкладывать инвестиции сейчас, чтобы через какое-то время продать по рыночной цене.
Второй момент — саудовцы явно не обойдут ситуацию с Катаром и попытаются склонить Москву на свою сторону в этом вопросе. Что касается Йемена, то мы, конечно, можем проговорить свою позицию, но вмешиваться не будем. Сирия также сегодня — дежурная тема, которая всегда так или иначе обсуждается. Но вообще вопросов для переговоров много — по результатам работы межправкомиссии накопилось много моментов, которые требуют принципиального ответа от саудовской стороны, и король как раз их может дать.
«СП»: — Возможно, что саудовцы предложат отказаться от поставок оружия Ирану после окончания пятилетнего оружейного эмбарго взамен на покупку вооружений и военной техники для себя и своих союзников?
— Москва не раз шла на размен в вопросах внешней политики, но это время уже прошло. Сейчас если и возможна какая-то сделка, то на условиях паритета. Грубо говоря, если будет заключен трехмиллиардный контракт с КСА и такой же трехмиллиардный с Ираном.
Руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов не ждет от визита короля КСА прорывных решений.
— Его визит в Москву готовился давно, фактически об этом было объявлено после серии контактов министра обороны кронпринца Мухаммеда бен Салмана, имевшим в тот момент статус второго наследного принца королевства, с российским руководством. На мой взгляд, визит короля, который все-таки должен состояться летом, будет носить демонстрационный характер, как и большинство его поездок вроде мартовского турне по странам Азии. Таким образом, будет продемонстрирована приверженность сторон укреплению отношений, которые переходят на новый качественный уровень. Вопрос только в наполнении практическим содержанием российско-саудовских отношений.
«СП»: — Король Салман неплохо разбирается в вопросах военной политики, поскольку сам занимал пост министра обороны королевства. Кроме того, в ходе визита его всегда сопровождает внушительная делегация.
— Возможно, что во время визита короля будут проведены переговоры между разными ведомствами. С одной стороны, Эр-Рияд демонстрирует готовность обсуждать с Москвой вопросы мировой политики, проявляет интерес к российским вооружениям, российский и саудовский фонды даже подписывали соглашение о взаимных инвестициях на 10 миллиардов долларов и договаривались о создании спецфонда, который будет привлекать инвестиции в энергетические компании. Но даже если по итогам визита короля Салмана будут заключены какие-то сделки, то, скорее всего, они будут достаточно скромными.
Саудовской Аравии в современном мире важно демонстрировать многовекторность в своей внешней политике, а России — показать, что она имеет вес и устойчивые позиции в суннитском мире, а не только развивает отношения с Ираном. Главное, что стороны оставляют открытыми двери для взаимодействия в случае, если обострятся саудовско-американские или российско-иранские отношения.