Киевская власть все ломает голову, как ограничить на Украину въезд россиянам, будто толпы желающих стоят на границе. Создается впечатление, что пока в Киеве изобретут этот волшебный способ, не найдется ни одного гражданина РФ, желающего поехать в «незалежную». Это как в анекдоте про войну с Россией, на которую Россия так и не явилась. Но зато известно, что с ужесточением пересечения границы, Украина может потерять сразу пару миллионов своих граждан, которые в России живут и работают. Или именно в этом заинтересована власть Украины — в сокращении населения?
В этот раз с предложением выступилдепутат Верховной Рады Антон Геращенко, который считает, что вместо визового режима с Россией нужно ввести регистрацию приезжих россиян на «специальных сайтах». Об этом он заявил в эфире канала «112 Украина».
До этого секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявлял, что у граждан России при пересечении границы будут отбирать биометрические данные.Турчинов отметил также, что сейчас у Госпогранслужбы нет возможности ввести пересечение границы для граждан России по биометрическим паспортам, избежав образования больших очередей. Однако сотрудники ведомства занимаются расчетом необходимого объема материально-технической помощи, чтобы обеспечить пропуск по биометрическим паспортам, а также для сбора идентификационных признаков: или отпечатков пальцев, или сетчатки глаза.
По мнению Турчинова, то, что у многих россиян нет биометрических паспортов, — это их вопрос.
— Пусть их себе заказывают. Мы должны надежно защищать свои границы и четко идентифицировать любого, кто эту границу пересекает, в первую очередь — из страны-агрессора, — заявил Турчинов.
— Эти инициативы обусловлены выполнением общей концепции, направленной на максимальный разрыв Украины с Россией, — уверен начальник Отдела политических исследований постсоветского пространства Института инновационного развития Алексей Албу.
— Они являются лишь одним из множества звеньев в этом непростом вопросе. А риторика о преступниках и террористах — это лишь ширма.
«СП»: — Пойдет ли Киев на эти меры? К чему это приведет? Чем может ответить Москва?
— Тяжело дать однозначный ответ на этот вопрос. Всё зависит от конкретных обстоятельств и от времени. Сегодня — скорее нет, а завтра, если не изменится общий политический курс — то однозначно да.
А вот с ответом Москвы дела обстоят интереснее: набор дипломатических ходов достаточно велик, но на мой взгляд было бы правильнее не допустить до этой ситуации. То есть нужно не отвечать на злоумышленные действия украинской власти, а делать всё возможное, чтобы этого не случилось, предпринимать превентивные меры.
«СП»: — Ранее Турчинов выступил за принятие закона о проверке данных жителей неподконтрольных Киеву территорий Донбасса перед получением биометрического паспорта. Это уже сегрегация внутри украинского общества?
— Сегрегация (ограничение по национальному признаку) внутри украинского общества началась довольно давно: когда все оппозиционные и пророссийские политические силы были отстранены от избирательного процесса. Сегодня — это скорее очередной клин во взаимоотношения между восставшим народом Донбасса и Украинской стороной. Турчинов — одна из ключевых фигур в «партии войны», и делает всё для того, чтобы раздуть конфликт, а не погасить его.
— Пока что это личная инициатива Александра Турчинова, как одного из главных «ястребов» украинской политики и представителя условной «партии войны», состоящей из членов Народного фронта, — подчеркивает политолог Иван Лизан.
— Но, как показывает практика, его радикальные инициативы рано или поздно становятся реальными. Примеры тому — карательная операция против Донбасса в обёртке «АТО», блокада ЛДНР и законодательная инициатива по трансформации режима «АТО». Другое дело, что Порошенко может попытаться перехватить инициативу у Турчинова и «фронтовиков», подав свою версию законопроекта или выдвинув своё предложение.
«СП»: — По словам Турчинова, сейчас у Госпогранслужбы нет возможности ввести пересечение границы для граждан России по биометрическим паспортам без больших очередей. Но сотрудники ведомства занимаются расчетом необходимого объема материально-технической помощи. Появится ли эта возможность? Где взять деньги?
— Под такую инициативу деньги найдут. Пенсионеры будут сидеть без денег, но россиянам свинью непременно подложат. Но ужесточать режим пересечения украинской границы для граждан России однозначно будут. Вопрос лишь во времени и сути ограничительно-ужесточительных мер.
«СП»: — Чего Турчинов и Ко добиваются подобными инициативами, равно как и призывами ввести визовый режим с Россией? Ведь украинцев в Россию ездит намного больше, чем наоборот?
— Тут комплекс факторов. Во-первых, Турчинов — один из лидеров «партии войны». Во-вторых, его Народный фронт как политическая партия с нулевым рейтингом пытается вернуть хоть часть поддержки наиболее радикального избирателя, выдвигая такие русофобские инициативы. В-третьих, киевская партия войны держит в качестве запасного варианта введение военного положения, во время действия которого нельзя проводить выборы, потому чем хуже будут отношения с Россией, тем лучше для парламента и президента — больше оснований для введения чрезвычайного или военного положения. В-четвёртых, Турчинов — крайне религиозный человек, потому не исключено, что в его разуме он является эдаким крестоносцем, ведущим борьбу против восточных варваров-нехристей, т.е. россиян.
«СП»: — В начале июня в Минюсте заявили, что Украина готова к введению визового режима с Россией, но необходимо политическое решение. Последует ли оно? Об этом говорят уже три года…
— Вот к принятию подобного решения и пытаются подтолкнуть Порошенко и подконтрольный ему МИД, но он всячески упирается из-за угрозы социальной дестабилизации. Пока тактика «отмораживания» работала, но, похоже, рано или поздно всё же придётся ввести какие-то ограничения. И тут у Порошенко с МИДом задача ввести что-то такое, на что не последует жесткой симметричной реакции Москвы. Визовый режим вводить пока опасно — на него ответят тем же визовым режимом. Потому и приходится так выкручиваться. Да и обойдется Украине он очень дорого — в два с лишним миллиарда долларов.
«СП»: — Но как стремление в Европу, которая культивирует открытость границ, вообще соотносится с попытками отгородиться от страны, с которой Украина имеет самую протяженную границу?
— Так просто для сторонников политического украинства Европа заканчивается сразу же у границ России. А дальше — степь, орда и немытые дикие варвары, половина из которых сидит в ГУЛАГах, а вторая половина, как известно, охраняет их.
— Не думаю, что Турчинов и в самом деле полагает, что проникновение преступников из России как-либо повлияет на криминальный фон Украины — кашу маслом не испортишь, — комментирует инициативу секретаря СНБО главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— И уж тем более наивно полагать, что биометрический паспорт может как-то притормозить организованную преступность или терроризм. Я думаю, все гораздо прозаичней — дело в деньгах. Турчинов же ясно говорит: «Я надеюсь, что правительство финансово поддержит эту работу, которая даст результат, мы считаем, в течение месяца, когда будет финансирование». Это очень похоже на «великую украинскую стену» Яценюка — как только финансирование было получено, все сразу же успокоились. Деньги есть, стены, разумеется, нет.
«СП»: — Зачем вводить сбор биометрических данных? Не проще ли сразу визы?
— Биометрические данные россиян, конечно, очень нужны Украине. Правда, она точно не знает, зачем. Насколько мне известно, и на биометрический учет собственно граждан Украины там нет денег и ничего не делается. Ну разве что потом, когда накопится, продать эти данные каким-нибудь западным спецслужбам? Хотя не очень ясно, им они тоже зачем? Найти среди тысяч и тысяч отпечатков российских бабушек, едущих проведать украинских внуков, тайного засланца ФСБ? Ну пусть ищут…
А вот визы — это другое дело. Это сразу деньги от визового сбора. Правда уже сейчас поток граждан РФ на Украину упал раз в десять. А визу станут покупать только те, кому это совсем уж необходимо. Я, например, как-то замечательно обхожусь без Украины.
«СП»: — Пойдет ли Киев на эти меры в действительности, или это только угрозы? К чему это приведет?
— Киев сейчас может пойти на все, что угодно. У них карт-бланш на любую антироссийскую деятельность. Правда, пока. Взгляд на Киев сильно меняется, и рано или поздно начнутся вопросы.
«СП»: — Чем может ответить Москва? И нужно ли вообще отвечать?
— Самое обидное — это просто не замечать этой активности не по уму. Ну правда, люди стараются, ведут войну с Россией, а та не является на войну, и не является! Визы с Украиной вводить однозначно не нужно. Ответно собирать биометрические данные можно, но зачем? Что с этим мусором потом делать? Я бы установил на пропускных пунктах полевую кухню, и бесплатно кормил желающих кашей с тушенкой. Оставлял бы в контейнерах вещи для украинцев, собранные волонтерами. Раздавал бы дешевые сигареты и презервативы обязательно. Это был бы ответ.
Анекдот в тему:
В Израиле:
— Беня, а шо там на Украине происходит?
— Украина с Россией воюет.
— И шо, как идут дела?
— Ну, Украина таки потеряла 2 миллиона гражданских, полуостров Крым, несколько вертолётов, Ил-76, пару десятков бронетранспортёров, убито много военных, и ещё на грани перехода к России две большие области на востоке.
— А у русских шо?
— Ты таки не поверишь, они вообще на войну не явились.