Материал комментируют:
Алексей Анпилогов
Международный валютный фонд (МВФ) отложил отправку очередного кредитного транша Украине. Задержка, согласно официальной версии, вызвана тем, что украинские власти не успевают провести необходимые реформы. В частности, речь идёт о самом проблемном законопроекте — открытии рынка продажи земли сельхозназначения. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Верховная Рада не успеет до летних парламентских каникул принять законопроект по земельной реформе.
В результате западные кредиторы отложат до конца года перечисление Украине очередного транша объёмом $ 1,9 миллиарда.
В 2015 году Международный валютный фонд согласовал программу экономической помощи Украине на $ 17,5 миллиарда. Она рассчитана на четыре года, транши осуществляются по мере выполнения Киевом ряда требований: правительству необходимо провести пенсионную реформу, разработать законы для открытия рынка земли и т. д. Ранее МВФ и Всемирный банк одобрили Украине проект пенсионной реформы, который был представлен украинским правительством 17 мая этого года. В нем нет нормы о повышении пенсионного возраста, но де-факто выйти на пенсию в 60 лет мужчинам и женщинам будет проблематично.
Требования МВФ встретили яростное противодействие внутри самой Украины. Верховная Рада недовольна планируемой отменой моратория на продажу сельскохозяйственных земель, которая предусмотрена в проекте земельной реформы (мораторий действует до конца этого года).
Естественно, Гройсман пытается уверить сограждан, что законопроект позволит продавать и покупать землю только украинцам. «Мы можем создать модель рынка земель, которая будет позволять только украинцам продавать землю, которая им принадлежит… Я не поддержу земельной реформы, которая может быть использована или крупными агрохолдингами, или условно иностранцами, которые могли бы приехать в Украину и скупать землю», — обещает украинский премьер-министр.
Удастся ли продавить законопроект о продаже земли и чем это обернётся для «незалежной»?
— МВФ, по большому счёту, интересует, чтобы их очередной кредит был чем-то гарантирован, — говорит журналист и политолог Юрий Городненко. — В данном случае — доходами государства. Промышленность на Украине сейчас находится в стагнации, малый бизнес в сфере услуг в немалой степени ушёл в «тень», к тому же стоит немного пройтись по Киеву, чтобы понять, что значительная часть кафе и ресторанов принадлежит иностранному капиталу. Поэтому большая часть их прибыли уходит за рубеж. Соответственно, весомые доходы в украинский бюджет могут поступить только от продажи сельскохозяйственных земель.
Однако сейчас существует мораторий на продажу этой земли на Украине.
«СП»: — Если под давлением МВФ закон о продаже чернозёма всё-таки будет принят, он будет распространяться только на украинских граждан или на иностранцев тоже?
— Даже если разрешение коснётся только граждан Украины, это мало что изменит. Быстро найдут способы, как иностранцам создать юридическое лицо, чтобы через него фактически завладеть землёй.
Не секрет, что уже сейчас вся земля поделена между олигархическими кланами. А украинские олигархи вполне себе подконтрольны Западу. Я бы даже сказал, что у иностранных инвесторов нет большого интереса в том, чтобы легально владеть украинской землёй. Поскольку придётся платить налоги, соблюдать законодательство (использовать землю по назначению, соблюдать экологические нормы). Влезать в украинский кавардак европейскому, да и любому другому бизнесу не очень хочется, по крайней мере, напрямую. Легализация рынка земельных операций просто позволяет лучше контролировать денежные потоки олигархов, которые, впрочем, и без того в значительной степени «под колпаком» Запада.
«СП»: — Насколько велика вероятность, что закон о продаже земли будет продавлен?
— Мне иногда кажется, что это на самой Украине пытаются представить дело таким образом, что данный закон очень нужен Западу. Однако в МВФ уже высказывались на тему, что им совершенно не важно, будет ли продаваться земля на Украине или нет. Им важно, чтобы страна показала свою кредитоспособность в долгосрочной перспективе. Я даже не исключаю, что это Киев сам изначально предложил МВФ снять мораторий на продажу земли в обмен на новые кредиты.
Вполне возможно, что вместо того, чтобы продавливать закон о продаже земли, будет сделана ставка на дальнейшее урезание и без того нищих социальных льгот и гарантий. В первую очередь — речь о пенсиях и коммунальных льготах. По моим последним сведениям, именно в этом направлении сейчас идёт работа.
Всё может закончиться тем, что МВФ, какое-то время «промурыжив» Киев, даст немного денег, чтобы хоть как-то поддержать украинскую экономику на плаву.
— Ситуация с разрешением продажи земли на Украине весьма показательна, — говорит директор исторического фонда «Основание» Алексей Анпилогов. — Она напоминает, как это ни парадоксально, ситуацию с сексменьшинствами на Украине. То есть Запад требует от Киева полностью легализовать и то, и другое. Но против выступают те самые националисты, которые в своё время и привели команду Порошенко к власти. Украинские радикалы, как показали гей-парады в Киеве, резко отрицательно относятся к попыткам киевского режима изобразить толерантность в глазах европейцев. Схожая ситуация с продажей земли. Европа и западный глобалистский проект в целом заинтересованы, чтобы в том или ином виде прибрать к рукам украинский чернозём. Однако украинские националисты не без оснований считают, что сельхозземля осталась, по сути, последним резервом страны. Его продажа транснациональным корпорациям приведёт к деградации того сельского населения, которое в значительной степени является электоратом радикалов. Собственно, поэтому тормозится и пенсионная реформа, поскольку представители националистов понимают, что эта реформа может стоить им потери ещё и городского электората с невысокими доходами. Киевский режим оказался в совершенно неудобной «политической раскоряке» между объективными требованиями наполнения бюджета и чаяниями своей собственной социально-политической базы.
«СП»: — Как они собираются выходить из этого положения?
— Я думаю, что процесс продавливания обеих реформ будет растянут во времени. И, в конце концов, найдётся момент, когда удастся сломить сопротивлением националистов. То, что это произойдёт — я не сомневаюсь. Современная система так называемой представительской демократии предполагает, что «кукловоды», которые находятся в управляющих структурах мирового глобального проекта, ждут удобного момента, чтобы в очередной раз на поверхности политической жизни оказались нужные им требования. На Украине именно таким образом была продавлена евроассоциация, продавлено вступление в ВТО на крайне невыгодных для Украины условиях. Думаю, что рано или поздно продавят и закон о продаже сельхозземель.
Более того, к 2015 году уже почти половина украинского чернозёма в том или ином виде была под контролем западных компаний. Земля передаётся в долгосрочную аренду под кабальные условия. Поэтому многие украинские «землевладельцы», по сути, превратились в рантье. При этом практически все западные компании уже используют чернозём исключительно хищническими методами. Нарушаются агрономические нормы, высаживаются практически только масличные и кукурузные культуры, имеющие спрос на мировом рынке. Плодородный слой истощается.
В том случае, если земля станет товаром, которую относительно свободно можно будет купить, Украина окончательно превратится в «банановую» или, вернее, «подсолнуховую» республику. Мало того, те, кто говорит о миллиардах долларов, которые Украина может получить от продажи чернозёма, лукавят. Многие земли фактически уже проданы, и многие землевладельцы давно написали дарственные и доверенности, которые лежат под спудом до поры. Я лично соприкасался с деятельностью структур, которые занимались подобной деятельностью — нелегальным приобретением земли у пайщиков. Да, какие-то налоги бюджет Украины получит, поскольку все нелегальные сделки будут легализованы и за них придётся заплатить налоги. Но это будет одноразовое действие. После этого Украине продавать будет больше нечего. Если не дойдёт до продажи людей.