Михалков идет (или не идет) в президенты. Каждый раз, когда случаются серьезные всероссийские выборы, всегда возникает кандидатура Никиты Сергеевича.
И вот опять.
Два простых вопроса: кому нужен и нужен ли вообще Никита Михалков кандидатом в президенты России в 2018 году?
Сейчас ситуация складывается такая.
Путин держит интригу со своим выдвижением, и, похоже, эта пауза затягивается.
Пока есть один кандидат Навальный, участие в выборах которого может серьезно влиять на политический ландшафт: может бурю поднять, может пугалом выступить, но все его (Навального) действия, поступки, заявления будут обсуждать и российский политически активный класс (как минимум), и все российское общество (как максимум). Но международное сообщество уж точно будет комментировать каждый шаг кандидата Навального. Он заявился первым и поставил себя в повестку кампании, где каждый политический комментатор вынужден упоминать Навального, как только разговор заходит о президентской кампании.
Можно и остальных выдвиженцев (типа Явлинского) обсуждать, но только так: для потехи. Все понимают, что выдвижение его ритуальное и максимум на что мы можем рассчитывать от кампании Явлинского, так это на какой-нибудь еще один креативный ролик.
Другие самовыдвиженцы и того хлеще — просто решили «попиариться», прокатиться на паровозе мощного информационного повода. Поэтому обсуждать можно только Навального с интригой: сможет или не сможет зарегистрироваться? Ну, и вот еще Михалков появился.
Есть два базовых сценария президентской кампании: консервативный или референдумный и конкурентный.
В первом случае исход выборов ясен, выборы превращаются в референдум по доверию президенту, все кандидаты «подставляют плечо» Путину, и даже не пытаются сделать вид, что рассчитывают на какой-нибудь серьезный результат. Интрига одна: наберет президент 70 процентов или нет? Путин побеждает. Очевидно, что он предъявит стране свой план развития России, то, что называют — сформирует «образ будущего». Это и будет повесткой кампании: как мы будем жить ближайшие шесть лет?
При конкурентном сценарии вопрос о результате действующего президента остается (60−70%) если, конечно, Путин пойдет (в чем не приходится сомневаться), но тогда придется обсуждать и действия, и позиции других кандидатов. И тогда надо решить, что ставить в повестку кампании, какой вопрос, какую интригу делать влияющей на итоги выборов? И вот это самое интересное.
Вспомним 2012-й и как тогда побеждал Путин.
Благодаря Навальному и всей оппозиции была сформирована повестка кампании: стабильность против хаоса. Путин олицетворял собой стабильность, безопасность и спокойствие. Оппозиция — беспорядки, беззаконие, возврат к «лихим 90-м». То, что митинги тогда освещали все федеральные СМИ, работало не за, а против митингующих. Потому что с одной стороны телевидение «крутило кино» про «лихие 90-е», а с другой -вот же они, 90-е, снова к нам пришли вместе с митингами и их поддержкой Западом.
И показ митингов ведущими медиа агитировал не за них, а, напротив. Показывал всю опасность прихода к власти сторонников оппозиции. Путин сумел воспользоваться незапланированной протестной повесткой, подогрел ее через федеральные СМИ и победил в первом туре с высоким результатом. И не просто победил, а победа его была признана всеми, и оппозицией в том числе. Смог бы он тогда выиграть в первом туре без того, что обратил протест в свою сторону? Кто знает? Но тогда казалось, что страна на грани хаоса и нового распада.
Прошло пять с лишним лет и вот снова Навальный не просто разжигает протест, но работает на делигитимацию, непризнание выборов. «Либо я победитель, либо выборы нечестные» — такова стратегия кампании Навального. Не зарегистрировался кандидатом в президенты — власть не пустила проходного кандидата — выборы нечестные. Зарегистрировался кандидатом и проиграл — власть сфальсифицировала результаты. Вот сценарий, который он формирует.
Допускать Навального одного на выборы, значит, сделать его главным соперником Путина. Значит есть возможность повторить протестную повестку выборов 2012-го: антикоррупционная оппозиция против Путина. Казалось бы, не страшно, можно и снова войти в ту же реку.
Но! Прошло пять лет. Изменилась внешнеполитическая ситуация: мы под санкциями, выросло новое поколение, и оно заявило о себе на митингах 26 марта и 12 июня. Изменились способы общения людей: интернет уверенно побеждает телевизор. Да много чего изменилось. «Крым наш!», в конце концов.
И в этих новых условиях снова пользоваться старой повесткой опасно. Путин, конечно, выиграет у любого, но Навальный станет вторым политиком в стране. И сколько бы он ни получил на выборах — 10−20−30 процентов — эти люди вряд ли согласятся с результатами выборов. Они потребуют от власти радикальных перемен, и мы можем зайти в непрогнозируемую ситуацию. А если еще и убьют кого-нибудь, не дай Бог, на митинге оппозиции, то получаем вообще непредсказуемую ситуацию.
Не забывайте, что элиты помнят, что в 2018-м начинается последний срок Путина и тоже начнут борьбу за свое «место под солнцем», будут использовать в своих интересах любую политическую возможность. И это тоже будет раскручивать протестную повестку. Такой сценарий проигрышный для Путина.
Что можно сделать?
Реализовать сценарий: Путин спасет страну от любого радикализма. Вот тут и нужен Никита Сергеевич. Михалков, конечно, представляет правые, крайне традиционалистски взгляды. Их в разных вариантах поддерживает 5−10 процентов россиян. Навальный левак — хочет «взять все и поделить», таких у нас тоже 5−10 процентов. Вот эти две радикальные картины мира и будут биться между собой. А Путин побеждает в первом туре, потому что, когда мы полгода будем смотреть на баттл «Навальный vs Михалков», нам захочется снова спокойствия и стабильности.
Когда мы будем выбирать между левым экстремизмом и правым ультраконсерватизмом, мы поймем, что сегодняшнее наше состояние — это то, что ни как нельзя потерять.
Видимый риск такого сценария: а не получится ли так что две крайние позиции Навального и Михалкова захватят повестку, и кто-нибудь из них выйдет во второй тур с президентом? Не получится.
Маститый режиссер и опытный актер Михалков не даст Навальному расширить поле своей поддержки, крайне правой монархической позицией сможет удержать его в 10-ти процентных тисках босоного левачества. Сам возьмет свои 10 процентов и 70 достанется Путину.
А вот сценарий «Навальный против Путина» опаснее. Там Навальный может собрать не только антипутинцев, но и просто молодежь и всех, кто очень хочет резких перемен. И надо помнить, что большинство уверено в победе Путина и его сторонники просто могут не прийти на выборы. Зачем, если Путин и так победит? Навальновцы, наоборот, будут отмобилизованы и могут составить до 30 процентов от явки. В этом случае опасностей, как видно, больше.
Навальный слева, Михалков справа, Путин посередине. Вот такой сценарий, похоже, написал режиссер Никита Михалков и хочет сыграть в нем одну из главных ролей.
Автор — Дмитрий Геннадьевич Гусев, известный российский политолог.