Материал комментируют:
Александр Шатилов
Ситуация в Донбассе стала одной из наиболее обсуждаемых тем на саммите G20. По крайней мере, об этом можно судить из сообщений СМИ. В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров рассказал, что президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп договорились создать взаимный канал для продвижения урегулирования на Украине.
Лавров также рассказал, что американская сторона сообщила о назначении специального представителя Госдепа США по Украине. «Рассчитываем, что в ближайшее время представитель Соединенных Штатов по украинскому урегулированию прибудет в Москву для консультаций», — отметил дипломат.
Между тем, назначенный специальным представителем по урегулированию конфликта на Украине Курт Волкер, ранее занимавший пост постпреда США при НАТО, имеет репутацию «ястреба». В своих показаниях на слушаниях Комитета по международным отношениям Сената 7 апреля 2017 года он призвал администрацию Дональда Трампа противодействовать вызовам со стороны России.
«Россия пытается разрушить порядок, установленный после холодной войны в Европе, меняя границы с использованием военной силы. Российские войска оккупировали часть Украины, Грузии и Молдовы, и, нагло демонстрируя силу, Россия просто аннексировала Крымский полуостров», — заявил Волкер.
Характерно, что первый визит в новом качестве Волкер планирует нанести в Киев, а не в Москву.
Встреча глав России, Германии и Франции (стран-участниц так называемого «нормандского формата») окончилась констатацией «серьезной пробуксовки с реализацией минских договоренностей».
По словам пресс-секретаря Владимира Путина, Дмитрия Пескова, у лидеров «есть понимание, что нужно готовить повестку очередного телефонного разговора в «нормандском формате», а также предпринимать действенные меры, которые привели бы к реальному прекращению огня на линии соприкосновения в Донбассе и отводу тяжелых вооружений.
Впрочем, подобные заявления мы слышим уже почти три года. И все эти три года идёт скрытая дипломатическая и психологическая война, которую Россия всё заметнее проигрывает. Косвенно, это признал Владимир Путин, выступая на итоговой пресс-конференции 8 июля на саммите G-20, говоря о том, что «Украина успешно торгует русофобией».
«У них остался только один товар, которым они успешно торгуют — это русофобия. И еще они торгуют политикой разделения России и Украины, растаскиванием народов двух государств», — сказал он.
Путин подчеркнул, что на Западе, где есть силы заинтересованные в отсутствии сближения Киева и Москвы, «кому-то это нравится».
— Минские соглашения были изначально очень условным документом, который каждая из сторон трактовала так, как считала выгодным для себя, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Время показало, что эти соглашения в большей степени сыграли на руку Западу и прозападному режиму в Киеве.
Вооружённые силы Украины (ВСУ) пришли в себя после поражений, повысили свою боеспособность. В информационном плане Запад изначально был сильнее нас. Поэтому понятно, что в ситуации затяжного конфликта, у него гораздо больше возможностей представлять происходящие в Донбассе события в нужном ему ракурсе, выставляя Россию перед мировым сообществом в роли агрессора. Мы оказались в информационной имиджевой блокаде. И она только усиливается. Только дипломатическими и информационными мерами эту блокаду не прорвёшь.
Анализ последних публикаций в западных СМИ показывает, что выпады в адрес России стали более жёсткими и одновременно с тем всё менее доказательными. Ставка делается на примитивное вбивание в сознание аудитории демонического образа «Кремля» и России в целом. Эта стратегия будет продолжена. И если мы будем играть по правилам Запада, рано или поздно проиграем.
«СП»: — Как же действовать в данной ситуации?
— Как показывает практика, Запад часто пасует, когда Россия действует решительно. Понятно, что мы не можем одномоментно разорвать все наши отношения с западными странами. Но мы должны хотя бы активнее использовать такой приём, как «игра мускулами». Запад умело может тихой сапой вести подрывную кампанию против нас, говоря словами Василия Ключевского, стараясь из-под брюха лошади стащить всадника с седла. Однако вступать в прямой ядерный конфликт, который неминуемо закончиться гибелью и самого западного мира, там не хотят. Поэтому, возможно, порой нам стоит более решительно показывать свою готовность идти до конца в отстаивании своих национальных интересов. Тем более что в Донбассе российских вооружённых сил нет. А есть армии независимых республик, которые могут действовать вне российского правового поля. Тут тоже можно задействовать наш потенциал, который почти не используется.
«СП»: — Как ситуация приближающихся президентских выборов может повлиять на разрешение конфликта в Донбассе?
— Я думаю, что Донбасс — это лишь одно из направлений, по которому будут на нас давить. Могут попытаться организовать внутриэлитные интриги, или ударить силами ВСУ непосредственно в день выборов президента России по ДНР и ЛНР. А могут активизировать войну в Нагорном Карабахе, чтобы попытаться втянуть в неё Россию на стороне Армении. Могут предложить вариант «спокойных выборов» в России в обмен на сдачу Донбасса. Нечто подобное было проделано с президентом Югославии Милошевичем, который «сдал» боснийских сербов, но, в конце концов, получил лишь отсрочку, закончив свою жизнь в тюрьме. Вариантов масса и надо их все просчитывать заранее.
«СП»: — Если Владимир Путин пойдёт на очередной президентский срок, может ли он накануне выборов признать независимость республик Донбасса с целью поднять свой рейтинг?
— Неизвестно, добавит ли такой шаг популярности тому, кто займёт кресло президента в 2018 году. Да, есть патриотическая общественность, которая, безусловно, одобрит данный шаг. Однако большая часть российского общества сейчас настроена прагматично и даже, я бы сказал, потребительски. Многие начнут рассуждать: а вдруг нам придётся кормить Донбасс, а вдруг введут новые санкции, и цены опять взлетят? Правда, я думаю, если ВСУ начнут масштабное наступление на ДНР и ЛНР, большая часть российского общества поддержит решение президента тем или иным способом вмешаться в конфликт, чтобы принудить агрессора к миру. Мы помним, что так уже бывало в нашей истории.
— Конфликт в Донбассе продолжает быть выгодным для Запада, поскольку позволяет всё время держать Россию в подвешенном состоянии, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Американцы в своё время не случайно затевали переворот на Украине. Именно они его оплатили. Выиграть они надеются на том, что Европа и Россия завязнут в этом конфликте. А они как бы являются сейчас сторонними наблюдателями, практически не неся издержек.
Что касается усиления критики, то тут объяснение простое: Запад изначально выбрал позицию информационного прессинга России. А любое явление должно периодически усиливаться, иначе оно либо затухает, либо становится привычным и незаметным.
Я общался с американскими экспертами и знаю, что в США долгое время в Белом доме никто не хотел становиться ответственным за украинскую тематику. Поскольку тема горячая и ответственность велика.
«СП»: — Однако теперь, наконец, ответственным назначили Курта Волкера, который ранее занимал должность постоянного представителя США в НАТО, а также — директора по европейским и евразийским вопросам Совета национальной безопасности США. Как вы оцениваете это назначение?
— Это уже прогресс, когда хоть кто-то стал отвечать за эту тему. Но думаю, что пока это, скорее, формальное назначение, не исключено, что на посту специального представителя по урегулированию конфликта в Украине мы вскоре увидим другие фигуры. Это характерно для американской политики: перебирание нескольких кандидатур, прежде чем на посту окажется человек, который реально сможет решать проблемы. В целом же есть ощущение, что и в США сейчас не очень понимают, что делать с Украиной. В ходу самые разные версии, в том числе такая: свержение Порошенко с целью поставить на его место харизматичного диктатора.