Грузия снова воюет с Россией - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Грузия снова воюет с Россией - «Политика» 15:00 Понедельник 0 605
17-07-2017, 15:00

Грузия снова воюет с Россией - «Политика»


Грузия снова воюет с Россией - «Политика»

Грузия и Россия опять поругались — на сей раз из-за взаимной отмены рейсов из Тбилиси в Москву. Грузинский национальный авиаперевозчик, Georgian Airways — Airzena, даже обвинил Россию в попытке полностью разрушить его бизнес. Заложниками бизнес-конфликта оказались рядовые пассажиры, купившие билеты на отмененные рейсы.

Боржоми разрешили, самолеты запретили?

Отношения Грузии и России после «пятидневной войны» 2008 года развиваются по синусоиде: резкое похолодание сменяется периодом «оттепели», потом — новый цикл. Уже более пяти лет, декабря 2012 года (когда президентом Грузии был еще Михаил Саакашвили) предпринимаются попытки восстановить дипломатические контакты: регулярно проводятся встречи специального представителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным.

За пять лет работы в так называемом «женевском формате» двум дипломатам удалось добиться многого: в апреле 2013 года Россия официально открыла свой рынок для грузинской минеральной воды («Боржоми» и «Набеглави»), а в июне — для вина и коньяка. В мае 2014 года Россельхознадзор отменил торговое эмбарго для грузинских фруктов, овощей и ягод.


Также в сентябре 2014 года было восстановлено регулярное транспортное сообщение (еще в преддверии олимпиады Georgian Airways запустили чартерные рейсы между Сочи и Тбилиси).

Появление такого «коридора» благотворно сказалось на показателях грузинского турбизнеса: если в 2014 в Грузию въехало 532 тысячи российских туристов, то уже в 2015 году году эта цифра выросла до 651 тысячи, а в прошлом — до 742 тысяч. На грузинское направление сегодня приходится менее 5,5% туристов, которые отправляются в страны ближнего зарубежья (в 2016 году — более 14 млн. поездок).

В свою очередь, количество туристических поездок грузин в Россию на порядок меньше: в 2014 году — 43 тысячи, в 2015 году — 47 тысяч, а в прошлом — 65 тысяч. Главным ограничителем остается наличие визового режима, отмена которого позволила бы еще больше нарастить турпоток.

Впрочем, до этого еще далеко, учитывая, что сейчас отношения России и Грузии в очередной раз испортились. И, как ни парадоксально, именно из-за туристов.

«Зависли» две тысячи пассажиров

Еще в мае Агентство гражданской авиации Грузии запретило авиакомпании «Уральские авиалинии» совершать четыре прямых рейса в Тбилиси из московского аэропорта «Жуковский». Дело в том, что это направление является не рыночным, а квотируемым.

В 2014 году, когда возобновилось авиационное сообщение между двумя странами, было оговорено, что российские и грузинские авиакомпании будут летать на паритетной основе — по 14 рейсов в неделю. И позднее именно размер квоты не раз становился поводом для скандалов.

В частности, национальный грузинский перевозчик, Georgian Airways — Airzena, добился (пусть и временно) сокращения лимита до 10 рейсов в неделю. Грузинская сторона обвиняла «Аэрофлот» и «Победу» в ценовом демпинге на направлении в Тбилиси, а также отказалась допускать на это популярное направление авиакомпанию «Трансаэро».

Сейчас же в Тбилиси из России летают «Аэрофлот», «Сибирь» (S7), Pegasus, Ural Airlines, а с прошлого ноября — еще и лоукостер «Победа». Видимо, в Грузии посчитали, что рейсов слишком много, что ударяет по бизнесу национального перевозчика, и отказались согласовывать новые рейсы из «Жуковского».

Реакция Росавиации не заставила себя ждать: в пятницу гендиректор авиакомпании Georgian Airways — Airzena Гиви Давиташвили заявил, что Россия упразднила четыре рейса «Тбилиси — Москва» (из 21 существующего в сетке перевозчика).

«Российские авиакомпании выполняют 26 рейсов из Москвы в Тбилиси, а грузинская будет выполнять 17 рейсов и только по будним дням. К тому же нас никто не предупредил заранее», — заявил Давиташвили в эфире телеканала «Рустави 2». По его словам, это приведет к серьезным финансовым потерям для его компании, поскольку на упраздненные рейсы либо уже куплены, либо зарезервированы более двух тысяч билетов.

Напомним, что сегодня Georgian Airways — Airzena регулярно совершает рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. 2 июня должен был состояться первый рейс в Тбилиси из Казани, но разрешение в последний момент отменили авиационные власти России. Причем об отмене рейса и представители Georgian Airways, и сами пассажиры узнали буквально за полдня до отправления самолета. Люди, купившие билеты, были вынуждены летать в Тбилиси через Москву.

«Никакой политики искать не стоит»

Крайне жестким высказыванием отметился владелец авиакомпании Тамаз Гайашвили: «Россия, которая проводит захватническую политику на наших границах, шаг за шагом продвигаясь все дальше, такую же точно политику проводит и в сфере авиации, шаг за шагом стремясь уничтожить нашу авиацию».

Авиакомпания Georgian Airways — Airzena сообщила, что официально обратилась в Министерство экономики и устойчивого развития Грузии с просьбой помочь разрешить спорную ситуацию с частичной отменой рейсов. Однако министерство на эти просьбы никак не отреагировало.

Действительно ли стоит искать в решении Росавиации политическую подоплеку? Этот вопрос «Свободная пресса» задала журналисту и аналитику по южнокавказской тематике Антону Кривенюку.

— Взаимоотношения двух стран неизбежно сильно политизированы, и это в любом случае будет являться проблемой для всего комплекса процессов, которые происходят в экономическом взаимодействии двух стран.

Проблема с взаимной отменой рейсов, на мой взгляд, абсолютно рядовая, технологическая, такого рода вопросы решаются вне паблика, обычно об этом мало кто знает. Но уже тот факт, что речь идет о полетах между Грузией и Россией создает дополнительный резонанс.


«СП»: — Как вы полагаете, не случайно этот вопрос приобрел такую остроту именно в разгар туристического сезона? Ведь Грузия заявляет, что ее пассажиропоток в этом году вырос почти в полтора раза.

— Я не специалист, чтобы говорить о том, кто кого переиграл в этой истории. Но тот факт, что подобная ситуация происходит в разгар туристического сезона, а грузинское направление — один из лидеров по посещаемости россиян, говорит о том, что, наверное, это война за растущий пассажиропоток.

«СП»: — Не получится ли так, что пассажиров, которые не сумели улететь в Грузию, «перехватит» Абхазия?

— Турист в Абхазию и Грузию едет совершенно разный. В Абхазии львиная доля турпотока — это люди на автомобилях из близлежащих регионов, или шире, из центра России, Поволжья. В Грузию все-таки больше летают, а не ездят: это Москва, Питер, другие большие города.

Да и основная туристическая ниша разная. Отдых на море, как в Абхазии, в Грузии не первичен — в основном, это история, кухня, горы. Это страна для людей, кто любит вкусно поесть, покататься по красивым местам. И за счет такого туриста Грузия, конечно, сильно и вырвалась вперед.


Грузия и Россия опять поругались — на сей раз из-за взаимной отмены рейсов из Тбилиси в Москву. Грузинский национальный авиаперевозчик, Georgian Airways — Airzena, даже обвинил Россию в попытке полностью разрушить его бизнес. Заложниками бизнес-конфликта оказались рядовые пассажиры, купившие билеты на отмененные рейсы. Боржоми разрешили, самолеты запретили? Отношения Грузии и России после «пятидневной войны» 2008 года развиваются по синусоиде: резкое похолодание сменяется периодом «оттепели», потом — новый цикл. Уже более пяти лет, декабря 2012 года (когда президентом Грузии был еще Михаил Саакашвили) предпринимаются попытки восстановить дипломатические контакты: регулярно проводятся встречи специального представителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным. За пять лет работы в так называемом «женевском формате» двум дипломатам удалось добиться многого: в апреле 2013 года Россия официально открыла свой рынок для грузинской минеральной воды («Боржоми» и «Набеглави»), а в июне — для вина и коньяка. В мае 2014 года Россельхознадзор отменил торговое эмбарго для грузинских фруктов, овощей и ягод. Также в сентябре 2014 года было восстановлено регулярное транспортное сообщение (еще в преддверии олимпиады Georgian Airways запустили чартерные рейсы между Сочи и Тбилиси). Появление такого «коридора» благотворно сказалось на показателях грузинского турбизнеса: если в 2014 в Грузию въехало 532 тысячи российских туристов, то уже в 2015 году году эта цифра выросла до 651 тысячи, а в прошлом — до 742 тысяч. На грузинское направление сегодня приходится менее 5,5% туристов, которые отправляются в страны ближнего зарубежья (в 2016 году — более 14 млн. поездок). В свою очередь, количество туристических поездок грузин в Россию на порядок меньше: в 2014 году — 43 тысячи, в 2015 году — 47 тысяч, а в прошлом — 65 тысяч. Главным ограничителем остается наличие визового режима, отмена которого позволила бы еще больше нарастить турпоток. Впрочем, до этого еще далеко, учитывая, что сейчас отношения России и Грузии в очередной раз испортились. И, как ни парадоксально, именно из-за туристов. «Зависли» две тысячи пассажиров Еще в мае Агентство гражданской авиации Грузии запретило авиакомпании «Уральские авиалинии» совершать четыре прямых рейса в Тбилиси из московского аэропорта «Жуковский». Дело в том, что это направление является не рыночным, а квотируемым. В 2014 году, когда возобновилось авиационное сообщение между двумя странами, было оговорено, что российские и грузинские авиакомпании будут летать на паритетной основе — по 14 рейсов в неделю. И позднее именно размер квоты не раз становился поводом для скандалов. В частности, национальный грузинский перевозчик, Georgian Airways — Airzena, добился (пусть и временно) сокращения лимита до 10 рейсов в неделю. Грузинская сторона обвиняла «Аэрофлот» и «Победу» в ценовом демпинге на направлении в Тбилиси, а также отказалась допускать на это популярное направление авиакомпанию «Трансаэро». Сейчас же в Тбилиси из России летают «Аэрофлот», «Сибирь» (S7), Pegasus, Ural Airlines, а с прошлого ноября — еще и лоукостер «Победа». Видимо, в Грузии посчитали, что рейсов слишком много, что ударяет по бизнесу национального перевозчика, и отказались согласовывать новые рейсы из «Жуковского». Реакция Росавиации не заставила себя ждать: в пятницу гендиректор авиакомпании Georgian Airways — Airzena Гиви Давиташвили заявил, что Россия упразднила четыре рейса «Тбилиси — Москва» (из 21 существующего в сетке перевозчика). «Российские авиакомпании выполняют 26 рейсов из Москвы в Тбилиси, а грузинская будет выполнять 17 рейсов и только по будним дням. К тому же нас никто не предупредил заранее», — заявил Давиташвили в эфире телеканала «Рустави 2». По его словам, это приведет к серьезным финансовым потерям для его компании, поскольку на упраздненные рейсы либо уже куплены, либо зарезервированы более двух тысяч билетов. Напомним, что сегодня Georgian Airways — Airzena регулярно совершает рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. 2 июня должен был состояться первый рейс в Тбилиси из Казани, но разрешение в последний момент отменили авиационные власти России. Причем об отмене рейса и представители Georgian Airways, и сами пассажиры узнали буквально за полдня до отправления самолета. Люди, купившие билеты, были вынуждены летать в Тбилиси через Москву. «Никакой политики искать не стоит» Крайне жестким высказыванием отметился владелец авиакомпании Тамаз Гайашвили: «Россия, которая проводит захватническую политику на наших границах, шаг за шагом продвигаясь все дальше, такую же точно политику проводит и в сфере авиации, шаг за шагом стремясь уничтожить нашу авиацию». Авиакомпания Georgian Airways — Airzena сообщила, что официально обратилась в Министерство экономики и устойчивого развития Грузии с просьбой помочь разрешить спорную ситуацию с частичной отменой рейсов. Однако министерство на эти просьбы никак не отреагировало. Действительно ли стоит искать в решении Росавиации политическую подоплеку? Этот вопрос «Свободная пресса» задала журналисту и аналитику по южнокавказской тематике Антону Кривенюку. — Взаимоотношения двух стран неизбежно сильно политизированы, и это в любом случае будет являться проблемой для всего комплекса процессов, которые происходят в экономическом взаимодействии двух стран. Проблема с взаимной отменой рейсов, на мой взгляд, абсолютно рядовая, технологическая, такого рода вопросы решаются вне паблика, обычно об этом мало кто знает. Но уже тот факт, что речь идет о полетах между Грузией и Россией создает дополнительный резонанс. «СП»: — Как вы полагаете, не случайно этот вопрос приобрел такую остроту именно в разгар туристического сезона? Ведь Грузия заявляет, что ее пассажиропоток в этом году вырос почти в полтора раза. — Я не специалист, чтобы говорить о том, кто кого переиграл в этой истории. Но тот факт, что подобная ситуация происходит в разгар туристического сезона, а грузинское направление — один из лидеров по посещаемости россиян, говорит о том, что, наверное, это война за растущий пассажиропоток. «СП»: — Не получится ли так, что пассажиров, которые не сумели улететь в Грузию, «перехватит» Абхазия? — Турист в Абхазию и Грузию едет совершенно разный. В Абхазии львиная доля турпотока — это люди на автомобилях из близлежащих регионов, или шире, из центра России, Поволжья. В Грузию все-таки больше летают, а не ездят: это Москва, Питер, другие большие города. Да и основная туристическая ниша разная. Отдых на море, как в Абхазии, в Грузии не первичен — в основном, это история, кухня, горы. Это страна для людей, кто любит вкусно поесть, покататься по красивым местам. И за счет такого туриста Грузия, конечно, сильно и вырвалась вперед.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl