Материал комментируют:
Владимир Олейник
Перед Украиной поставили очередную стратегическую цель. Первая — как известно — это вступление в НАТО. И вот к ней добавилась новая — улучшить показатели в рейтинге комфортности ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business.
Такую задачу определил для руководства «незалежной» на украино-грузинском бизнес форуме в Батуми президент страны Петр Порошенко, сообщает ИА «ПолитНавигатор» со ссылкой на пресс-службу главы украинского государства.
На сегодняшний день Украина занимает в рейтинге восьмидесятую строчку (поднялась на три позиции среди ста девяноста стран мира). А в будущем должна сделать скачок до семидесятого.
На все про все — год.
Порошенко объявил об этом перед грузинскими партнерами (Грузия, кстати, находится сейчас на 39-ом месте по легкости ведения бизнеса, на одну позицию опережая РФ). После чего, обращаясь к принимающей стороне, заявил следующее:
«Никто, кроме нас и вас, не демонстрирует таких темпов. Никто, кроме нас и вас, решительно не создает привлекательный инвестиционный климат из-за борьбы с коррупцией, дерегуляции, децентрализации».
Нет… понятно, что у Петра Алексеевича всегда найдется доброе слово для того, кто составит ему кампанию в «неравной борьбе с российской агрессией». Но нужно скромнее быть. И собственные успехи оценивать как-то реально.
Да, приняли недавно новые правила и отменили печати для предпринимателей. Теперь любой документ приобретают силу после подписи уполномоченного лица, и открыть бизнес вроде бы стало проще.
Но обеспечат ли подобные решения инвестиционную привлекательность Украины, если коррупция там зашкаливает, а население обеднело настолько, что покупательная способность просто грозит обнулиться?
— Вообще изречения Порошенко и его инициативы комментировать очень сложно. Это, должны делать, скорей, психиатры, а не экономисты и политологи, — признается экс-депутат Верховной рады, сопредседатель Комитета спасения Украины Владимир Олейник. — Но давайте попробуем разобраться. Сначала относительно Грузии…
Да, они побороли бытовую коррупцию — точнее, значительно снизили ее уровень. Зато выросла элитарная коррупция.
Господин Саакашвили, когда был президентом, «отжимал» в свою пользу все, что приносило большие деньги. Неслучайно потом ему были предъявлены претензии, в том числе и со стороны бывших партнеров по бизнесу, многие из которых были брошены в тюрьмы и прошли страшные испытания. Только потому, что их активы приглянулись людям тогдашнего президента Саакашвили.
При этом коррупция низшего уровня — в полиции, среди врачей, учителей — как бы была побеждена. За счет чего? За счет реформ, проведенных на средства и средствами американцев: повысили зарплаты, увеличили спрос и т. д.
Что у нас? Упростили систему регистрации бизнеса — отменили печати. Но это еще посмотреть надо, чем все закончится. Идея такая родилась при Януковиче. И мы предупреждали тогда, что с ее реализацией спешить не стоит. Потому что рейдеры сейчас начнут вытворять такое…
Там уже кто смел, тот съел. Группы вооруженных людей по всей стране захватывают предприятия. А сейчас еще и урожай у людей на корню эти бандиты готовятся забирать — вот только он созреет.
Кое-что, конечно, можно упростить, с точки зрения логистики и административных услуг. Можно сделать «единое окно» для регистрации… и т. д.
А куда коррупцию деть, когда сам Порошенко является «крестным отцом» украинской коррупции?
И на Западе это все понимают — Туск, Юнкер, тот же Тиллерсон. Недавно к Порошенко в Киев наведывались, говорили ему, что «коррупция у вас зашкаливает». Дали четыре месяца на выполнение условий для получения третьего транша ЕС. Но за такой срок навести порядок в стране, которую возглавляет президент-коррупционер, невозможно.
«СП»: — Получается, весь пафос Порошенко в Грузии, это опять пустой звук?
— Ну какой инвестиционный климат, посудите? Они его не создают, а имитируют. Потому что реальный иностранный бизнес уходит. Свой — убивают. Малый и средний фактически уже при смерти. По моим данным, с начала этого года прекратили работу и юридически ликвидированы были более двухсот тысяч предприятий. А премьер Гройсман на это сказал: «Ну и что?» Как это, что? Бизнес из страны уходит. Закрываются кафе, рестораны, рынки… Они создали, так сказать, предпосылки.
Если говорить откровенно, то сама Европа уже рассматривает Украину как угрозу для Евросоюза и НАТО…
«СП»: — А можно подробнее?
— Помните, что сказал по поводу амбиций Украины Жан Клод Юнкер, председатель Еврокомиссии? Он сказал: «Ребята, в ближайшие двадцать-двадцать пять лет тему членства в ЕС и НАТО даже не поднимайте». А что такое двадцать пять лет? Это почти что никогда.
Потому что не может Украина с такой коррупцией войти в Евросоюз. Чисто теоретически, представьте себе, например, что появились в Европарламенте украинские депутаты. Так моментально же сообразят кого-нибудь подкупить и попытаются того же Парубия председателем сделать. Это их стиль.
На Украине же в парламенте это работает. Помните, о чем говорил депутат Онищенко? Что Порошенко дал указание и специально выделил ресурсы на подкуп парламентариев, чтобы при утверждении кандидатуры нового генпрокурора они проголосовали за Юрия Луценко, его кума, друга и собутыльника. При том, что он судим и не имеет высшего юридического образования.
Ну, что будет, если они с этими традициями в Европарламент зайдут?
Но надо, конечно, видеть и более стратегические вещи, которые идут со стороны ЕС. Во-первых, это «Северный поток-2», на строительстве которого настаивает Германия и некоторые другие страны. По нему газ пойдет в Европу в обход Украины. И Турция тоже строит свой «поток» в обход Украины.
Что это означает? Это означает только то, что территорию Украины европейские партнеры рассматривают как проблематичную и нестабильную.
Что если завтра это «гуляй-поле» будет иметь несколько субъектов. С каким надо договариваться. А у каждого свои правила. Тогда о стабильном обеспечении газом можно забыть.
Поэтому когда дают команду на строительство таких объектов, то это стратегия на многие десятки лет.
Еще один проект мирового значения — «Шелковый путь». Украина всегда там присутствовала. А тут вдруг на форуме в Китае выяснилось, что решили обойтись без нее. Россия, Казахстан, Белоруссия — они получат преференции на развитие инфраструктуры и т. д. А Украина — нет. Пекин пришел к выводу, что это нестабильное государство и вкладывать туда большие средства опасно.
«СП»: — Тогда что стоит за разговорами некоторых экспертов о том, что инвестиционная привлекательность Украины постепенно повышается?
— Видимо, такие эксперты… Посмотрите, во что превратились наши главные предприятия. К примеру, харьковский завод «Турбоатом»… Выпускал классное энергетическое оборудование, турбины для тепловых и даже атомных электростанций. Но только в кооперации с Россией. Где «Сименс»? Он работает с «Турбоатомом»? Нет. Он конкурент.
На знаменитом авиационном заводе «Антонов» за последние три года собрали один единственный самолет. И сейчас Гройсман несказанно радуется тому, что Казахстан заплатил пятнадцать миллионов в счет будущего борта. Но соберут еще, или нет?
А «Южмаш» — когда-то флагман ракетостроения в СССР? Кто с ним работает? Да, никто.
И главное. Стратегию развития Украины определяет не Порошенко, и, к сожалению, не украинский народ. Стратегию развития Украины определяют сегодня Америка и Европа.
Сказал же бывший посол США Пайетт, что Украина — это аграрная супердержава в будущем. Это означает, что экономика не нужна. Современные технологии не нужны. Занимайтесь сельским хозяйством.
Под эту модель достаточно 15−20 млн. населения. Остальное — не нужно. Значит, это будет дешевая рабочая сила для Европы, спрос на которую очень большой. За копейки работают украинцы в Польше, Германии, Италии. И никто — по специальности. Одни ухаживают за стариками, другие сезонно батрачат на полях, третьи — на строительстве.
Мы — источник дешевой рабочей силы. Мы убиваем собственную экономику. А это не соответствует национальным интересам.
А что касается бредней Порошенко, то он сегодня не представляет украинский народ. Потому что когда доверия всего четыре процента, то нельзя говорить от имени большинства.
Он, возможно, представляет свой Рошен. Но не Украину.
«СП»: — Но если все так плохо, каким образом тогда страна укрепила позиции в рейтинге Всемирного банка?
— Во-первых, Запад и их институции несут ответственность за то, что произошло на Украине. И Порошенко — это их «сукин сын». Могут ли они ему подыгрывать таким образом? Думаю, да.
Играли бы они так с другими режимами? Нет. С Белоруссией — жестко.
Но вы можете улучшить что-то, и в среднем — условно говоря — по больнице температура как бы невысокая. Но почему-то никто не выздоравливает.
Да, на три пункта поднялись. А назовите реальных инвесторов, которые зашли на Украину? Можете представить, чтобы нормальные инвесторы заходили в страну, в которой идет гражданская война? Где бандитизм — в законе. Где миллионы единиц оружия на руках. Я, например, собственными средствами не рисковал бы.
Сегодня там российские банки громят. Завтра начнут польские, венгерские или еще чьи-либо…
А судебная система? Заходят какие-то люди с оружием в зал заседаний, оскорбляют судей, избивают, заставляют их писать решение под диктовку. Могут, к примеру, те же инвесторы — если что — рассчитывать на справедливый суд? Нет, конечно.
Вот здесь весь ответ. Серьезному бизнесу все эти дополнительные проблемы не нужны. Но торговцы оружием и наркотиками рискнуть могут — в таком хаосе им проще отмывать грязные деньги.