Пожалуй, главная интрига августа этого года заключается в том, одобрит ли президент США Дональд Трамп поставку Украине «летальных вооружений для самообороны». По данным источников The Wall Street Journal, Киеву могут быть переданы переносные противотанковые комплексы Javelin и средства противовоздушной обороны (скорее всего, речь идет о переносных ЗРК или поддержанных комплексах ближнего радиуса действия).
План поставок предложили Пентагон и Госдеп, а конкретным инициатором, по версии USA Today, является Объединенный комитет начальников штабов Вооруженных сил США (подобие российского Генштаба). Военные и дипломаты полагают, что американское оружие позволит более эффективно противодействовать «российской агрессии» в Донбассе.
Минобороны США обеспокоены тем, что Москва поставила ополченцам танки и бронетехнику, а теперь российские военные советники проводят обучение личного состава.
Российское руководство отрицает обвинения во вмешательстве в конфликт. В Донецке и Луганске утверждают, что вся тяжелая военная техника была добыта в боях, отнята у ВСУ или захвачена на складах. Достоверно известно лишь то, что ополченцам удалось наладить ремонт поврежденной бронетехники.
Переносные противотанковые комплексы призваны уменьшить наступательный потенциал армий народных республик, а ПЗРК — свести на нет возможные полеты российской авиации в зоне конфликта. ВСУ может получить недорогое, достаточно современное и грозное летальное оружие, которое номинально относится к классу оборонительных вооружений.
Впервые США на официальном уровне могут передать Украине тип вооружений, который обладает огневой мощью. Ранее военная помощь Вашингтона сводилась к поставкам амуниции, различного оборудования и поддержанных бронемашин. Единственным поставщиком летального оружия Киева является Литва. С 2015 года прибалтийская республика поставила Киеву некоторое количество боеприпасов и устаревших советских пулеметов.
На данный момент Белый дом не озвучил своей позиции по предложению Пентагона и Госдепа. Военная помощь Украине прописана в проекте бюджета на 2018-й финансовый год, который начинается в сентябре текущего года. То есть, по всей видимости, Трампу придется либо одобрить, либо отклонить инициативу подчиненных в течение августа.
В общей сложности Украина должна получить 560 миллионов долларов, но на военные цели предусмотрены лишь 350 миллионов, а остальные деньги пойдут на реализацию программ в здравоохранении и экономике. Причем из 350 миллионов 150 будут израсходованы на обучение украинских военных. Таким образом, на закупку вооружений остаются 200 миллионов и вряд ли все эти средства будут потрачены на приобретение Javelin и ПЗРК.
На сегодняшний день сложно предположить, какое количество единиц летального оружия может в принципе получить ВСУ. Ситуация становится еще более туманной в контексте намерения Белого дома отказаться от практики предоставления финансовой помощи союзникам, заменив ее на кредиты для приобретение американских вооружений. Более того, текущий план бюджета на 2018-й год предусматривает почти 70-процентное сокращение помощи Украины.
В связи с этим крайне затруднительно оценить вероятность принятия Трампом плана Пентагона и Госдепа и описать то, как будет технически выглядеть его реализация. В лучшем случае ВСУ получат небольшое количество ПТРК и ПЗРК, которое вряд ли изменят баланс сил в Донбассе.
Примечательно, что американские СМИ, которых сложно упрекнуть в симпатиях к России, в целом негативно восприняли готовность военных и дипломатов начать поставки Киеву летального оружия. Заокеанские журналисты и эксперты уверены, что Москва оказывает военную помощь ополчению, но опасаются эскалации тлеющего конфликта и не доверяют Киеву.
Так, обозреватель The National Interest Майкл Шелдон (Michael Sheldon) пишет о том, что властям Украины необходимо окончательно решить вопрос с неподконтрольностью отдельных вооруженных формирований. «В основе этой серьезной проблемы, стоящей сейчас перед Киевом, лежит его излишняя самонадеянность и — в определенной степени — двойственное отношение украинского народа к институтам обеспечения безопасности», — сетует Шелдон.
Эксперт Майкл Даферти (Michael Brendan Dougherty) в статье для National Review заявил, что «отправка оружия Киеву сегодня в такой же мере бессмысленна, как и два года назад». По его мнению, Украина слишком нестабильная и разобщенная страна и находится на периферии интересов США. С военной точки зрения передача ВСУ летального оружия абсолютно бессмысленна, считает Деферти, так как ответ России может быть ассиметричным.
О колоссальных ресурсах влияния, которые может пустить в ход Москва предупреждает и журналист агентства Bloomberg Леонид Бершидский (Leonid Bershidsky). Он полагает, что Россия может ответить поставками более современных танков с улучшенной защитой, и наличие Javelin в ВСУ не остановит укрепившуюся танковую мощь «мятежников». Также Бершидский обращает внимание на то, что потеря даже десятков танков ополчения не поможет Киеву одержать победу.
«Фактически использование «Джавелинов» против большинства танков сепаратистов — как и против большинства задействованных в восточной части Украины российских танков — не более чем попытка прихлопнуть муху кувалдой. У России танков намного больше, чем у любой другой страны — более 20 000 — и они представляют собой по большей части расходный материал, который легко сжечь — а именно старые модели, такие как впервые представленная в 1973 году Т-72 и появившаяся десятилетием позже Т-80», — пишет Бершидский.
Аналогичной точки зрения придерживается обозреватель The American Conservative Дэниел Ларисон (Daniel Larison): «Вооружение Украины остается неудачной и нелепой идеей по всем тем причинам, что я озвучивал ранее. Сторонники поставок оружия считают, что те послужат сдерживающим фактором, но в Москве данный шаг почти наверняка будет воспринят как провокация и станет поводом для более агрессивного поведения со стороны России».