До конца года Минобороны РФ примет на вооружение российскую боевую машину поддержки танков (БМПТ) разработки нижнетагильского конструкторского бюро. В СМИ машина под шифром «объект 199 «Рамка» получила прозвище «Терминатор». БМПТ — это, по сути, тот же танк, но с башней, на которой установлено разнообразное вооружение.
Главное преимущество машины перед танком состоит не только в вооружении, но и в улучшенном обзоре, который позволяет быстрее реагировать на возникающие на поле боя угрозы.
Основная задача «Терминатора» — огневое прикрытие танковых частей от танков противника и пехоты, вооруженной мобильными противотанковыми комплексами. На машине установлены пулемет «Корд», две автоматические пушки 2А42, гранатометы АГС-17 и противотанковые ракетные комплексы типа «Атака» 9М120-1 с лазерной системой наведения.
«Опробована в боевых условиях»
Проблема уязвимости танков традиционно решается усилением защитных характеристик с использованием специальных дорогостоящих материалов. В связи с сирийской кампанией России необходимо совершенствовать танковые войска армии САР, которые активно участвуют в наступательных операциях.
Однако проводить модернизацию сирийских Т-54, Т-55, Т-62 и Т-72 нецелесообразно в виду того, что эти машины безнадежно устарели, хоть и сохранили боеспособное состояние. По неподтвержденным данным, Россия поставила в Сирию глубоко модернизированные Т-72 и Т-90А. Однако количество этих по-настоящему современных машин, по всей видимости, невелико.
В такой ситуации, как неоднократно призывали эксперты, было бы логичным шагом перебросить в арабскую республику БМПТ. Летом 2017 года были опубликованы несколько фотографии российского «Терминатора» в Сирии. Одна машина, накрытая маскировочной сетью, была запечатлена во время посещения Башаром Асадом авиабазы Хмеймим. Рядом с другой БМПТ позировал командир проправительственной палестинской бригады «Лива аль-Кудс» Мухаммад аль-Саид.
Эксперты успели заметить, что вместо теплового прицела опытный образец «Терминатора» на фотографии с аль-Саидом оснащен системой ночного видения при низком уровне освещенности. Также на машине установлена система динамической защиты «Реликт», которая используется на российских Т-72Б3.
По неподтвержденной информации, «Терминаторы» могли быть переданы элитному подразделению сирийской армии «Соколы пустыни» численностью около пяти тысяч бойцов. Военный обозреватель Майкл Пек в июльской статье в TheNational Interest утверждает, что машина «Уралвагонзавода» «хорошо покажет себя в Сирии против повстанцев, а это заставит российскую армию разместить ряд заказов на БМПТ».
Несмотря на очевидный факт присутствия «Терминатора» в САР, в Минобороны обоих государств по-прежнему воздерживаются от комментариев. Официальное подтверждение использования «Терминатора» в Сирии появилось из уст гендиректора и главного конструктора АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Андрея Терликова.
«БМПТ была опробована в боевых условиях в Сирии, не было оснований транспортировать ее туда для участия в парадах, она участвовала в боях против ИГИЛ (ДАИШ — организация запрещена в РФ). Получены определенные результаты. Для министерства обороны это полезная информация, данные испытания стали основой для контракта, заключенного на форуме «Армия-2017», — заявил 9 сентября Терликов.
Новая боевая единица
Учитывая характер боевых действий в Сирии, «Терминатор» представляется крайне полезной боевой единицей. Вооружение БМПТ позволяет уничтожать все средства поражения, которые есть у боевиков: танки, бронетехнику, включая джихад-мобили, внедорожники, оснащенные зенитной установкой, минометы, самодельные мортиры, гаубицы, РСЗО, беспилотники.
Кроме того, «Терминатор» способен крушить пулеметные гнезда и различные укрепления, где могут прятаться джихадисты, вооруженные американскими противотанковыми комплексами и гранатометами. Бесценным оружием российская БМПТ должны быть при защите военных баз и при проведении наступательных операций в городе, где танки становятся особенно легкой мишенью.
Из слов Терликова можно предположить, что «Терминатор» участвовал в победоносной летней кампании сирийской армии, освобождая центральную и восточную часть Сирии. Однако количество этих машин в САР, вероятно, невелико — около 10 единиц. Также нет конкретной информации о результатах их использования, выявленных преимуществах и недостатках.
Важно понимать, что в САР были отправлены опытные образцы, которые ранее не выезжали за пределы заводской территории и полигонов. Не исключено, что «Терминаторы» могли применяться не только в сирийских войсках, но и для прикрытия российских спецназовцев, которые в основном выполняют функции корректировщиков и нередко вступают в бой с террористами, потому что часто оказываются в их тылу.
С появлением хоть какой-то информации о результатах применения «Терминатора» немного проясниться его будущее место в структуре Сухопутных сил РФ. На текущий момент известно, что Минобороны России договорилось с «Уралвагонзаводом» о поставке первой партии машин в войска. Тем не менее, мы не знаем ни количество закупленных БМПТ, ни то, в какие подразделения или соединения они поступят.
Скорее всего, «Терминаторы» будут использоваться по своему первостепенному назначению, то есть встанут на вооружение танковых частей, в частности, могут поступить в распоряжение воссозданной в 2015 году 1-й танковой армии Западного военного округа. Правда, в связи с этим Генштабу РФ необходимо провести большую работу, чтобы понять сколько танков может условно прикрыть одна БМПТ и как эти грозные машины будут взаимодействовать на поле боя.
«Терминатор» — это новая боевая единица, и ее полноценное введение в состав Вооруженных сил РФ — процесс небыстрый. Наиболее смелые предположения сводятся к тому, что БМПТ и другая бронетехника с мощным вооружением в перспективе вытеснят танки, по крайней мере в том виде, в каком мы их знаем сейчас. Например, ряд европейских стран полностью отказались от танков в пользу самоходной артиллерии и различных бронемашин.
Для России такой сценарий маловероятен, хотя бы потому что в составе ВС числятся около 20 тысяч танков. У нашей страны крупнейшие в мире танковые войска, и закон инерции будет работать против конкурентных боевых машин.
В связи с этим стоит добавить, что у «Терминатора» сложилась непростая судьба. Необходимость подобной машины была осознана еще в советские времена. На излете 1980-х годов на Челябинском тракторном заводе представили образец под шифром «объект 781». Предполагалась, что БМПТ отправится в Афганистан, где танки продемонстрировали недостаточную эффективность.
Распад СССР похоронил этот проект, но его практическая польза вновь стала очевидной в период двух чеченских кампаний, когда российские танки оказались удобными мишенями в городских условиях. В начале 2000-х годов уральские конструкторы усовершенствовали образец челябинских коллег, однако только в 2017 году БМПТ нашла свое первое боевое применение.