Мотострелковые подразделения Западного военного округа (ЗВО) провели учения, в ходе которых втянули условного противника в так называемый «огневой мешок». Маневры проходили на полигоне «Солоти» (Белгородская область) и были направлены на отработку межвидового взаимодействия группировки сухопутных войск.
Тактический прием
По сценарию огнем танкового батальона была блокирована колонна легкобронированной техники и живой силы незаконного вооруженного формирования (НВФ). Артиллерийские расчеты реактивных систем залпового огня «Град» и 120-мм минометов 2с12 «Сани» приблизились к позициям укрытой пехоты и бронетехники НВФ для перегруппировки и перехода в наступление мотострелков по всей линии фронта.
Мотострелки ЗВО провели маневр, который позволил открыть по боевикам огонь высокой плотности с флангов и с фронта. Цель «огневого мешка» — обеспечить одновременное поражение противника из всех ударных вооружений и нанести ему таким образом максимальный урон. Как правило, подобные маневры проводятся на участке местности перед передним краем или в глубине обороны.
«Подобный тактический прием был впервые применен в одной из операций осенью 1916 года и был назван — «Брусиловским прорывом». Методы и приемы ведения современного общевойскового боя претерпели изменения за последние 100 лет, но новые приемы, так или иначе, основываются на многовековом развитии военной мысли», — пояснил командир мотострелкового соединения генерал-майор Андрей Рузинский.
По его словам, интенсивность боевой подготовки военнослужащих мотострелковой дивизии за время обучения увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примечательно, что около 50% занятий по вождению и боевым стрельбам проходили в ночных условиях.
«Механики-водители за время занятий в совокупности преодолели свыше 400 тысяч километров в ходе совершения походных маршей и отработки приемов вождения на вновь созданном танкодроме полигона Погоново в Воронежской области», — говорится в сообщении Минобороны.
«Уже во втором квартале 2017 года в дивизии было проведено первое показное полковое тактическое учение. Всего за истекший период обучения дивизия на трёх общевойсковых полигонах провела полсотни ротных тактических и 12 батальонных учений. Принимала участие в восьми дивизионных тренировках и в совместном стратегическом учении «Запад-2017», — заявил Рузинский.
Минобороны уточняет, что финальный этап учений по ликвидации НВФ пройдет на полигоне Погоново, «где танкисты отработают огневое подавление диверсионных групп в условиях тактической площадки «город» и последующую зачистку района, занятого противником». В общей сложности в маневрах принимают участие более 600 военнослужащих и около 100 единиц военной техники, включая танки Т-72Б3, БТР-82А и БМП-2.
«Становой хребет»
Последние годы в России возросла интенсивность учений мотострелковых войск — «станового хребта» Сухопутных сил РФ. В нашей стране 5 мотострелковых дивизий и 23 мотострелковых бригад. Повышенное внимание к уровню боеготовности пехоты вызвано обострением ситуации на Украине и расширением военной инфраструктуры НАТО. Мотострелки — основная боевая сила любого крупного вооруженного конфликта.
Мотострелковые формирования гораздо мобильнее танковых, а современные средства поражения позволили увеличить их ударную мощь. В советские годы в развитии мотострелковых войск были достигнуты небывалые успехи. Российская армия до сих эксплуатирует произведенные в СССР боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры (БТР), дозорно-разведывательные (БРДМ), тягачи и артиллерийские системы.
Однако в войсках постепенно появляются новая и модернизированная техника. Прорывным в развитии мотострелковых войск должен пятилетний отрезок с 2020 года 2025 год. В будущей госпрограмме вооружений на ближайшие семь лет приоритет будет отдан Сухопутным войскам.
Примерно с 2020 года в серийное производство должны поступить танки Т-14, БМП Т-15, «Курганец» и «Бумеранг», самоходные артиллерийские установки (САУ) «Коалиция». На сегодняшний день мотострелки вынуждены довольствоваться БМП-3, БТР-82А, а с 2018 года на вооружение будут поступать БМП-2 с боевым модулем «Бережок».
На Западе развитие мотострелковых войск России вызывает большое беспокойство. В усилении мотострелков якобы проглядывается сценарий масштабной войны с РФ. Наша страна не обладает прежней ударной мощью. Например, численность современной мотострелковой дивизии составляет 9 тыс. человек, а в советский период она достигала 12-14 тысяч человек.
Однако в силу того, что европейские армии деградировали намного больше российских ВС, считается, что даже одна мотострелковая бригада РФ, оснащенная исправным советским вооружением, способна доставить множество хлопот в случае потенциального конфликта.
Опыт на полигонах
Разведывательное управление Минобороны США в докладе Russia military power указывает, что численный состав российской мотострелковой бригады составляет 4521 человек. На вооружении соединения находятся 41 танк T-72Б3, 129 БМП-2, 129 БМП-3, 129 БТР-82A, 129 тягачей, 18 гаубиц «Мста-С» и 18 реактивных систем БМ-21 «Град».
Подобные данные могут не отражать действительность, однако, они дают общее представление о том, как укомплектована и чем вооружена мотострелковая бригада. Минобороны РФ подобные цифры не публикует. Численность мотострелков в России также сложно оценить, но если верить Пентагону, то она превышает 120 тысяч человек и составляет около 25-30% от численности Сухопутных войск.
Мотострелки ЗВО вряд ли будут воевать в Сирии, и потому они получают опыт на полигонах. В частности, они приняли участие в стратегических учениях «Запад-2017», которые, по оценкам западных разведок, оказались намного масштабнее, и Москва развернула группировку до 100-120 тыс. военнослужащих (то есть до 25-30% от численности войск ЗВО). С большой вероятностью львиную долю этой ударной силы составили мотострелки.