Несмотря на все попытки украинцев отгородиться в экономическом плане от «соседа-агрессора», Россия по-прежнему играет важную роль в финансовой жизни Украины. В первом полугодии текущего года наша страна стала третьей по объемам инвестиций в украинскую экономику, вложив в «незалежную» порядка 4,4 млрд. долларов США.
Если верить данным Госстата Украины, российские инвестиции составляют почти 11,4% от всего объема вложений. Впереди России лишь Кипр с его офшорами да Нидерланды, где офшоры также имеются. При этом территорию Крыма в Госстате не учитывали.
Интересно, что объем российских инвестиций за последние годы вырос: в 2015 году вложений было меньше, лишь 676 млн. долларов. А в прошлом году Россия так и вовсе стала лидером по вложениям в украинскую экономику.
Что же заставляет российских бизнесменов нести свои деньги стране, где их, мягко говоря, не любят и не ждут? Да еще и в объемах, сравнимых с тем, что вкладывает в Украину весь Евросоюз вместе взятый? А если учесть, что на Кипре и в тех же Нидерландах зарегистрировано огромное количество российских компаний, объем русских денег на Украине может быть еще больше.
Для начала стоит разобраться в том, на что именно направлены инвестиции. Значительная их часть за 2016 год – это взносы в уставной капитал «дочек» российских банков. История существования наших банков на Украине после переворота 2014 года больше похожа на сценарий остросюжетного фильма.
То к нашим банкам применяли санкции, пытаясь изгнать их с украинской земли… потом, поняв, что без российских денег в украинской экономике настанет полный и окончательный коллапс, Нацбанк Украины потребовал докапитализировать «дочки».
А потом, если помните, в марте этого года украинские радикалы атаковали офисы российских банков – Сбербанка, Альфа-банка и других, жгли фаеры, громили отделения и агитировали общественность не пользоваться услугами российских банков с помощью плакатов с надписями «Сбербанк убивает», «прочь российское с Украины» и так далее.
Банкиры в итоге решили устроить показательную распродажу, передав «дочек» другим компаниям, формально не имеющим отношения к России.
Так что финансовый сектор – по-прежнему основной сегмент украинской экономики, куда российский бизнес вкладывает деньги. Следом за ним идут сферы торговли и промышленность.
Часто можно услышать мнение, что экономика Украины находится в плачевном состоянии, там велик объем серых схем и так далее. Эти факторы могут отпугнуть честных инвесторов из Европы.
А для российских бизнесменов, умеющих делать деньги в сложных общественно-политических условиях, наоборот, открываются широкие возможности: как известно, рыбу лучше ловить в мутной воде. Добавьте к этому обвал гривны – слабая национальная валюта всегда оборачивается выгодой для бизнесменов извне.
Украинские «патриоты» могут сколько угодно кричать свое «вон российское с Украины», обвешивать российские товары оскорбительными наклейками в супермаркетах и громить офисы банков.
Без российских денег украинская экономика не выживет, поэтому все попытки «покончить с российской агрессией» превращаются в пустые популистские лозунги, а воз – точнее, российские инвестиции – и ныне там.
Для России же окончательный коллапс украинской экономики и всей Украины следом тоже не выгоден.
Вновь потянутся караваны беженцев с котомками за плечами, территория окончательно превратится в no man’s land, откуда к нам, учитывая протяженность границы, будут залетать всякие нехорошие вещи, начиная от шальных снарядов и заканчивая группами бородатых туристов, путешествующих транзитом через Украину с курортов Ближнего Востока.
Так что попытки российского бизнеса поддерживать Украину на плаву можно расценивать как своеобразную гуманитарную помощь. Да и потом, несмотря на сложную политическую ситуацию, исторические и культурные связи между нами по-прежнему сильны. Так быстро их не разрушить.
Правда, все мы понимаем, что бизнес есть бизнес, где, как известно, нет ничего личного. И тортики от Порошенко по сей день можно купить в обстреливаемом Донецке.
Так что хотелось бы, чтобы бизнес все же вел себя более ответственно и заработанные в мутной украинской воде деньги направлял на развитие нашей страны и Крыма, а не выводил в кипрские офшоры.