Материал комментируют:
Дмитрий Ефремов
Николай Силаев
Руслан Гереев
Северный Кавказ может стать самым провальным регионом для будущей кампании Ксении Собчак, убеждены все опрошенные «Свободной прессой» эксперты. Самый консервативный регион не забудет ей ни участие в «Доме-2», ни другие скандальные факты биографии. Да и вообще женщины в политике здесь — редкость!
Блондинки против Путина
Президентские выборы, которые пройдут 18 марта 2018 года, похоже, станут торжеством гендерного равноправия в российской политике. Еще в сентябре «Ведомости» рассказали, что в качестве спарринг-партнера для действующего президента Владимира Путина ищут женщину. В числе претендентов называли представительниц «Справедливой России»: председателя Социал-демократического союза женщин России Наталью Великую, лидера Национального родительского комитета Ирину Волынец, члена центрального совета партии Ирину Петеляеву и вице-спикера Госдумы Ольгу Епифанову.
Также одним из возможных кандидатов на пост президента называли также 40-летнюю Ольгу Тимофееву, вице-спикера Госдумы и сопредседателя «Общероссийского народного фронта».
Однако все это пока лишь слухи. А вот уже заявила о своем желании участвовать в президентской кампании дама из совсем иной политической тусовки — Ксения Собчак, которая возомнила из себя журналистку. Пример Собчак оказался заразителен — вчера о желании побороться за главный пост в России объявила еще одна, так называемая журналистка, певица и хозяйка юридической компании «Гордон и сыновья» (занимается семейным правом) Екатерина Гордон.
Всерьез обсуждают политологи и возможность выдвижения на выборах еще одной блондинки — Юлии Навальной, супруги лидера незарегистрированной «Партии прогресса» и «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального. Сам он права участвовать в президентской кампании не имеет, поскольку условно осужден. А вот супруга, которая всегда и везде сопровождает незадачливого оппозиционера, в отличие от него, пока не имеет шлейфа уголовных дел и коррупционных скандалов.
И значит, может легко использовать для своей кампании сеть уже созданных Алексеем Навальным волонтерских штабов по всей России. Даже слоган будущей компании — «Навальный-2018» — менять почти не надо. И так понятно, за кого проголосуют сторонники «Партии прогресса».
«Против всех» и против Ленина
Ксения Собчак сейчас ведет фактически полноценную избирательную кампанию: раздает интервью, проводит пресс-конференции, встречается со сторонниками… Она уже шокировала общественность несколькими громки заявлениями: в частности, пообещала распустить Госдуму, вынести тело Владимира Ленина из мавзолея и провести в Крыму повторный референдум о присоединении к России.
Правда, как она сама признается, ее цель — вовсе не победа на выборах, а всего лишь попытка собрать голоса тех, кто хотел бы голосовать «Против всех». Ее предвыборный сайт так и называется «Собчак против всех», на котором она собирает подписи в свою поддержку. На данный момент — почти 14 тысяч человек, из которых почти 3,2 тысячи — из Москвы, около 1,6 тысяч — из Санкт-Петербурга и чуть менее 0,8 тысяч — из Московской области.
При этом на минувшей неделе в соцсетях и телеграм-каналах стала активно распространяться информация о том, что на Северном Кавказе создается ее «предвыборный центр». И может возглавить его якобы автор этих строк. Дескать, такой сценарий рассматривает политтехнолог Алексей Ситников, консультирующий Ксению Собчак по работе с регионами.
Между тем, если верить предвыборному сайту Ксении Собчак, то меньше всего у нее сторонников — именно в Северо-Кавказском федеральном округе: менее 150 человек на семь субъектов (в ЮФО, для сравнения, — уже почти 800 сторонников).
Выходит, самый патриархальный и консервативный регион России скандальную теледиву не приемлет. Вообще, будут ли ее лозунги востребованы на Северном Кавказе? Этот вопрос «Свободная пресса» задала экспертам из самих кавказских субъектов.
Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
— В части мусульманских регионов СКФО могут вызвать интерес либеральные лозунги — ради общего интереса некоторых групп из этих регионов к ослаблению государства. Сложность, однако, в том, что в этих регионах у людей нет привычки ходить на выборы. Да и голосовать в данном случае будут (если будут) не за лозунги. Личность Собчак, ее репутация будет важнее того, что она скажет во время кампании.
Председатель ингушской правозащитной организации «Машр» («Мир») Магомед Муцольгов:
— Я не могу говорить за всех, но люди особо о ней не говорят, разве что так, улыбки ради. Но при этом многие понимают, что благодаря этой президентской кампании она станет известнее и богаче. Сегодня, мне кажется уже никто не верит разным лозунгам, люди судят по делам и по образу жизни человека, а не по пустым словам.
Если быть честным, то я уверен, что ей нарисуют столько сколько решат в Кремле. У меня нет сомнений, что за годы имитации выборов различных уровней у жителей Северного Кавказа появились хроническая апатия и безразличие к этим процессам. В большинстве своем люди даже не ходят голосовать. Нет веры, и это страшно.
Судите сами, сколько в интернете видеозаписей с нарушениями избирательных процессов, но власти и суды не отменяют результатов этих засвеченных «выборов», фактически власть на Кавказе узурпирована и не предполагает реальной политической конкуренции.
Директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев:
— Перспективы, конечно, не радужные, но есть определенные группы, которые могут сделать ставку на Собчак в достижении своих целей. Возможно также, что либералы наконец примут решение и пойдут единым фронтом.
Политический обозреватель радиоканала «Эхо Москвы. Махачкала» Эдуард Уразаев:
— Если исходить из преимущественных общественных настроений, то Ксения Собчак наберет на Кавказе не более 1% голосов избирателей.
Во-первых, из-за «Дома-2», во-вторых, из-за еще более негативного отношения к либералам, в-третьих, из-за того, что женщина. Если же учесть традиционные «пожелания администрации президента РФ», то обычно Северный Кавказ стал дежурным оплотом для компенсации возможных негативных для партии власти результатов, которые вероятны в больших городах, где коктейль из «Дома-2», большой политики и протестного голосования может иметь успех.
Председатель общественной организации «Будущее Кавказа» Дмитрий Ефремов:
— Собчак как будто с Кавказом ничего не связывает. За исключением эпатажных заявлений, произнесенных еще до объявления президентских претензий, значительными остаются острые вопросы на пресс-конференции Владимиру Путину об уничтожении домов родственников террористов Рамзаном Кадыровым и троллинг с цитированием Раневской в защиту «чеченских геев». Однако и то, и другое имеют своим адресатом не кавказскую публику.
Все остальное, включая размышления на тему «Кавказ мы все равно потеряем», пока нельзя рассматривать как часть будущей программы.
Но из последних заявлений, напрямую с Кавказом не связанных, но имеющих высокий потенциал популярности можно отнести заявление Собчак по Сталину. Сталина на Кавказе не любят — уже сейчас можно наблюдать рецитирование у кавказских экспертов этого заявления Ксении Анатольевны, а под постами — реакцию. Лайкают.
Лайкают те, кто никогда в другой ситуации не отреагировал бы на высказывания Собчак позитивно. Антисталинизм и вопросы по депортации могут стать хорошими предвыборными лозунгами, которые найдут в регионе электоральный отзыв.
Второй пункт, потонувший в популистских баталиях про Крым и вынос из мавзолея тела Ленина — распределение средств в пользу регионов.
Все что связано с переосмыслением «внутренней колонизации», рассказанное простым языком с «кавказским акцентом», будет воспринято позитивно. Это не будет работать долго. Этот актив может сгореть. Но в той игровой манере, в которой начинается эта кампания, риски не просто уместны, а необходимы по условию.
2018 год — это реанимация политических трупов (с чем Ксения Анатольевна сейчас вполне успешно справляется, заставляя реагировать на себя). Но настоящие выборы, в которых начнет меняться политическая матрица, пройдут в 2024 году — и Кавказ через шесть лет будет уже другим.