Материал комментируют:
Михаил Погребинский
Верховная Рада рассмотрит поправку в законопроект о реинтеграции Донбасса, которая подразумевает разрыв дипломатических отношений Украины с Россией. Ее автор — депутат от правящего Блока Петра Порошенко (БПП), секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник.
«В законе о реинтеграции Донбасса, который во втором чтении должна рассматривать Рада, Россия будет признана страной-агрессором — надеюсь, голоса под это наберутся. И сохранять после этого дипотношения — это уже будет преступлением со стороны украинского МИД. Эти отношения и так фактически разорваны. Послов нет, в посольствах работают дипломаты не первого ранга. Нам необходимо зафиксировать этот разрыв на законодательном уровне», — заявил Винник российской газете «Коммерсант».
В комментарии РБК нардеп уточнил, что поправка пока не обсуждалась в комитете, так как всего к законопроекту о реинтеграции Донбасса подано 653 поправки. Но комитет проведет еще несколько заседаний, чтобы подготовить текст законопроекта для рассмотрения Радой ко второму чтению.
Как отметил источник «Коммерсанта» в МИД Украины, вслед за решением Рады о разрыве дипотношений соответствующий указ должен подписать глава государства: именно он отвечает за внешнеполитическую деятельность «незалежной». Затем будет установлен срок для российских дипломатов на выезд из страны. В этом случае интересы Украины в РФ может представлять третья страна — скорее всего, Белоруссия или Швейцария.
Однако тонкость ситуации в том, что в планы самого президента Петра Порошенко разрыв дипотношений с Россией не входит. Договоренности с украинским руководством, которых достиг спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер в ходе своего визита в Киев в конце октября, выглядели по-другому. Закон о реинтеграции Вашингтон собирался представить Москве как свидетельство доброй воли и конструктивного подхода Киева. Поэтому поправка Винника может стать неприятной новостью для Волкера накануне его переговоров с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, которые должны пройти 13 ноября в Белграде.
На деле, как утверждают в Верховной Раде, за поправкой стоит «Народный фронт», с которым тесно сотрудничает Винник. Нардеп якобы является бизнес-партнером одного из лидеров НФ, главы парламентского комитета по национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. Поправка, по версии украинских парламентариев, — «своеобразный ответ министра внутренних дел Арсена Авакова, одной из самых влиятельных фигур в НФ, президенту Порошенко, который не смог или не захотел защитить сына Авакова, задержанного по обвинению в коррупции».
Напомним: Александр Аваков был взят под стражу 31 октября по подозрению в растрате $ 520 тыс. при закупке рюкзаков для Национальной гвардии. И хотя Аваков-младший впоследствии был освобожден, глава МВД Украины воспринял этот процесс как объявление войны со стороны команды Порошенко, и теперь готов нанести ответный удар.
Как повлияют внутренние интриги Киева на его внешнеполитические решения, дойдет ли дело до дипломатического разрыва с Москвой?
— Размолвки между Аваковым и Порошенко носят тактический характер, — уверен директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Они оба не заинтересованы в настоящем разрыве. Грубо говоря, они находятся в одной лодке, поскольку решительные изменения в их взаимных отношениях не сулят ничего хорошего ни одному, ни другому. Поэтому я не верю, что поправка Винника — это отражение какого-то глубокого конфликта Порошенко с Аваковым.
На мой взгляд, Пашинский и другие представители «Народного фронта» с помощью поправки пытаются удержать знамя наиболее русофобской организации, которая рассчитывает на будущих парламентских выборах на голоса избирателей, настроенных резко антироссийски.
Кроме того, лидеры НФ пытаются создать проблемы Петру Порошенко, исходя из собственных представлений, что для них хорошо. Так, сейчас они ведут переговоры о включении в список Блока Петра Порошенко людей из «Народного фронта», поскольку НФ на сегодня не имеет перспектив преодоления барьера на выборах.
Договориться им сложно, поскольку все депутаты НФ в список БПП не помещаются. Поэтому лидеры «Народного фронта» ведут закулисную борьбу, угрожая путем поправки в закон о реинтеграции Донбасса создать проблемы лично Порошенко.
«СП»: — Вы считаете, Рада примет закон о реинтеграции сразу во втором и третьем чтении?
— Я в этом далеко не уверен. Хотя парламентариев, которые готовы подписаться под словами «Россия — страна-агрессор», в Раде хватает. Но в целом атмосфера переговоров с Куртом Волкером, я считаю, этому не способствует.
Чтобы закон о реигтеграции прошел парламент, нужно, чтобы за него дисциплинированно проголосовала и фракция БПП, и «Народный фронт». Если же Блоку Петра Порошенко такое совместное голосование будет по какой-то тактической причине невыгодно, депутаты блока найдут повод завалить законопроект.
«СП»: — Представим, что Рада законопроект о реинтеграции все-таки приняла. Формулировка «страна-агрессор» подразумевает разрыв дипломатических отношений с РФ?
— Нет, не подразумевает. Такая формулировка, я считаю, является очередной декларацией, которая формально ни к чему не обязывает. Разрыв дипотношений с РФ невыгоден абсолютному большинству депутатов парламента и абсолютному большинству украинских граждан.
Но главное, дипломатический разрыв создал бы колоссальные проблемы в переговорах с Украиной. Как, например, продолжать минский процесс со страной, у которой с Россией нет дипломатических отношений?! Получается, дипломатический разрыв просто исключает минский формат, что для всех его участников неприемлемо.
Думаю, когда дойдет до обсуждения законопроекта в Раде, голосовать за прекращение дипотношений с Россией депутаты просто не станут.
«СП»: — По одной из версий, поправка Винника призвана осложнить переговоры Волкер-Сурков в Белграде. Чего теперь ждать от этой встречи?
— Встреча Волкера и Суркова — лишь продолжение дискуссии о том, какие границы имеются в переговорном процессе, и в каких позициях Вашингтон и Москва могут «подвинуться». Но сейчас ситуация, на мой взгляд, не располагает к тому, чтобы стороны пошли на масштабный компромисс.
Встреча в Белграде — это тактическая фаза переговорного процесса, поиск путей давления на стороны. И поправка Винника играет в этом ничтожно малую роль.