Материал комментируют:
Михаил Ремизов
Станислав Бышок
Ксения Собчак в интервью CNN заявила, что считает антироссийские санкции законными, так как присоединением Крыма Москва нарушила международное право. Также она снова заявила о том, что считает Крым украинским. По её словам, Россия несет ответственность за «ужасные международные отношения».
Вместе с тем Собчак выразила сожаление, что от санкций страдают простые россияне. В качестве примера она привела студентов, которые теперь испытывают трудности при получении американских виз.
Конечно, можно согласиться с телеведущим Владимиром Соловьёвым о том, что комментировать рассуждения «светской львицы» о статусе Крыма и подобных серьёзных вещах смешно и бессмысленно. Можно согласиться и со словами вице-спикера парламента Крыма Ефима Фикса о том, что либо Собчак «не понимает, что происходит в мире, или эти заявления — пиар-ход и желание заработать себе какие-то плюсы, но это глупость неимоверная».
Однако важней в данном случае понять, почему очередная президентская кампания с явного попустительства (как минимум) властей начинается, по сути, с антиконституционных заявлений, направленных против территориальной целостности страны. Сама Собчак чуть позже в интервью «Медузе» объяснила все своим отношением к власти и лично Владимиру Путину:
— Я не стремлюсь с этой властью взаимодействовать, — заявила Собчак. — Но переговоры с тем же Путиным возможны. Слушайте, если Путин женат на России, а Россия — это мы, и если ты вынужден жить в браке с деспотичным мужчиной, то пока не можешь развестись, значит, нужно находить как-то общий язык, делать какие-то шаги навстречу друг другу, чтобы жизнь не была такой невыносимой. — Своими заявлениями о Крыме и санкциями, телеведущая, видимо, и находит общий язык с властью…
— Ясно, что Ксения Собчак — это кандидат, который ставит перед собой какие угодно цели, кроме той, чтобы стать президентом России, — говорит политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Соответственно, и её заявления направлены в первую очередь на то, чтобы подтвердить её политическую позицию внутри того относительно небольшого круга людей, которые её воспринимают, как нечто большее, чем шоувумен. Что касается небольшой, но относительно влиятельной группы поддержки Ксении Собчак, там её заявления идут на ура. Тот же Михаил Касьянов, близкий Собчак по либеральным взглядам, всегда поддерживал антироссийские санкции. Тот же Григорий Явлинский скорее за санкции, чем против них. Да и в целом российские либералы однозначно выступают против воссоединения Крыма с Россией.
«СП»: — Не кажется ли вам лицемерным заявление Собчак о том, что ей «жаль простых людей», страдающих от санкций?
— Не надо быть политиком семи пядей во лбу, чтобы понимать, что любые санкции формально устанавливаются против государственной системы, но бьют в первую очередь по рядовым гражданам. Мы видим на примере Кубы, Северной Кореи, Ирана, что элиты в этих государствах в условиях санкций чувствуют себя вполне комфортно, а вот благосостояние простых граждан ухудшается. Конечно, Собчак, как человек неглупый, лукавит, когда говорит, что санкции должны действовать против элиты, а не против народа.
«СП»: — Собчак в своих рассуждениях о том, кому принадлежит Крым, занимает откровенно антироссийскую, а не антикремлёвскую позицию. Для чего его ей раздражать того самого избирателя, симпатии которого она, вроде бы должна завоёвывать?
— Я не уверен, что Собчак намеренно сделала эти заявления по Крыму и санкциям. В контексте предвыборного периода она, отвечая журналистам, посчитала нужным озвучивать позицию, которой придерживается тот круг «единомышленников», с которым она себя ассоциирует. А этот круг откровенно космополитичный, западноориентированный. Собчак и её окружение в первую очередь ассоциируют себя не с Россией, а с глобальным миром, который сложился в их представлении. У этого круга людей нет никаких тёплых чувств ни к России, ни тем более к Крыму, который до 2014 года формально не являлся частью России. Для них что Крым, что Зимбабве — чужая земля, за которую они совершенно не переживают. Логика таких либералов примерно такая: если мы воссоединились с Крымом, то почему бы нам не присоединить ещё Монголию, где граждане пишут на Кириллице. Для них нет понятия «Русский мир». Это звучит для них примерно как «марсианский мир». Воссоединение с Крымом, помощь Донбассу — всё это для них не больше чем сумма политтехнологий, которыми руководство России пытается сплотить вокруг себя народ и удержать власть. Чувство Родины у них атрофировано, поэтому Ксения Анатольевна вполне искренне считает, что «Крымненаш».
«СП»: — Хорошо, я прямо спрошу: заявление Собчак об её участии в президентской кампании — это её личная инициатива, или это, условно говоря, необходимо для чего-то Кремлю?
— Я считаю, что тут имеет место совпадение интересов. Мы живём в относительно свободном обществе. Я бы даже сказал рыночном. В чём заключается рынок? В том, что если вы условная Ксения Собчак, то вам не могут позвонить из Кремля и приказать участвовать в выборах. Поскольку «группа Собчак» и Кремль в условиях рыночного общества отнюдь не взаимоисключают друг друга. Они пересекаются и существенно. В случае Собчак — через «крёстного отца» и его «крестницу», как минимум. И в этой среде идут разговоры за чашкой чая или мартини на Лазурном берегу Франции о том, чтобы такого сделать, чтобы оживить политическую жизнь в стране. Из этого родилось, что Ксения Анатольевна, как человек крайне амбициозный, к тому же зарабатывающий деньги исключительно на собственном имидже, конечно, заинтересована в том, чтобы в её «послужном списке» было и участие в президентской кампании. В перспективе это поможет ей ещё больше поднимать плату за различные мастер-классы, которые она проводит.
Я думаю, что у Ксении Анатольевны в данном случае не столько политические, сколько экономические мотивы. Если угодно, она повышает свою личную капитализацию. Поэтому я не исключаю, что именно «люди из Кремля» подкинули эту идею Собчак, которая её подхватила. И в этом смысле Собчак отлично заняла нишу молодого кандидата от «либералов», на которую претендует Алексей Навальный. Кстати, интерес Кремля ещё и в том, чтобы Собчак и Навальный поссорились между собой. Правда, Собчак попыталась обезопасить себя, заявив, что снимет свою кандидатуру, если Навальный будет допущен до участия в выборах президента. Хотя всем ясно, что в этих выборах Алексей Навальный участвовать точно не будет. То есть каждая сторона ведёт свою игру, стараясь получить наибольшие дивиденды.
- Судя по тому, что мы наблюдаем сейчас, Собчак — проект информационный, а не политический, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Скорей всего, она просто призвана заполнить информационную нишу накануне того, как начнётся официальная избирательная кампания. Для Собчак всё, что она делает сейчас, скорее шоу-бизнес, чем политика. Если Собчак действительно допустят до участия в выборах, это будет выглядеть крайне неуместным. Но мне кажется маловероятным, что она сможет собрать необходимое количество подписей и выполнить остальные требования Избиркома. Вот если она всё же станет кандидатом в президенты, тогда возникнут вопросы, в том числе вопрос о том, как могут претендовать на пост главы государства люди, выступающие против территориальной целостности этого государства.
«СП»: — Всё-таки можно ли сказать, что Ксения Собчак заявила о намерении участвовать в президентских выборах по инициативе Кремля?
— Мне трудно об этом судить. Можно строить гипотезы, но нет гарантии, что они будут верными.