Президентские выборы в Азербайджане намечены на октябрь 2018 г., однако межклановая борьба за контроль над страной уже в самом разгаре. Близкое окружение И.Алиева осознает, что предстоящие выборы могут быть чреваты непредвиденными сюрпризами. Алиев, который находиться у власти уже 15 лет, не может не заметить, что социально-экономические проблемы в стране, беспрецедентное обнищание населения, репрессии против демократической оппозиции, разгул коррупции не могут не сказаться на результатах предстоящих выборов.
На внутриполитическую ситуацию в стране в значительной степени оказывают влияние и отрицательные оценки Европой положения дел в Азербайджане. Постоянная критика европейских структур в адрес Азербайджана особенно ужесточилась в последние месяцы. В частности, речь идет о решении Комитета министров Совета Европы от 21 сентября 2017 г., касающегося тюремного заключения азербайджанского оппозиционного политического деятеля Ильгара Мамедова.
Несмотря на то, что Европейский суд по правам человека еще в 2014 г. вынес однозначное решение в пользу И. Мамедова, признав его заключение незаконным, политически мотивированным, потребовав освободить его, этот политик до сих пор остается в азербайджанской тюрьме. Баку игнорирует как решение Европейского суда, так и множество последующих решений по данному вопросу Комитета министров СЕ.
В связи с игнорированием Азербайджаном требований Европейского суда и нарушением принятых на себя международных правовых обязательств, Комитет министров Совета Европы принял решение о применении соответствующих юридических процедур в отношении этой страны, речь в частности, идет о приостановке права голоса Азербайджана или о его исключении из Совета Европы. Наряду с этим, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) на своем пленарном заседании от 9−13 октября 2017 г. приняла резолюции № 14403 и № 14397, в которых критически оценивается ситуация по правам человека в Азербайджане.
В резолюциях выражается обеспокоенность по поводу преследований и содержания под стражей в Азербайджане правозащитников, политических активистов и журналистов. Ассамблея в очередной раз призвала азербайджанские власти незамедлительно обеспечить надлежащее исполнение решений ЕСПЧ, усилить контроль парламента над исполнительной властью, продолжать реформу судебных органов и прокуратуры, прекратить репрессии в отношении оппозиции.
Наряду с этим Азербайджан подвергается критике и в связи с коррупционными скандалами. В центре внимания европейских структур оказались факты отмывания денег азербайджанскими властями в различных странах мира. Например, газета Guardian со ссылкой на собственное расследование заявила, что власти Азербайджана управляли секретной схемой, с помощью которой «отмыли» 2,9 миллиарда долларов через британские подставные компании. Согласно информации, эти средства шли, в том числе на подкуп европейских политиков и чиновников. Банковские записи были переданы в датскую газету Berlingske, Центр исследования коррупции и организованной преступности (OCCRP), Guardian и другие СМИ. В международных СМИ данной схеме дали название «Азербайджанская прачечная» (AzerbaijaniLaundromat).
Все это вынуждает И. Алиева думать над различными возможностями сохранения своей власти. В Азербайджане идет интенсивная подготовка передачи власти И. Алиевым своей супруге и вице-президенту Мехрибан Алиевой. По расчету алиевского режима, данным решением можно убить двух зайцев одним выстрелом: сохранить за собой реальную власть в стране и, одновременно, выставлять И. Алиева перед Европой в качестве цивилизованным правителя.
Однако в действительности политическая борьба в Азербайджане на деле подменяется борьбой за власть между различными кланами и группировками. И. Алиев назначил первым вице-президентом Азербайджана свою супругу Мехрибан, которая является представительницей клана Пашаевых в правительственной системе. Ожидается, что вторым вице-президентом будет назначен председатель Верховного Меджлиса Нахиджеванской Автономной Республики Васиф Талыбов, который является одним из наиболее влиятельных представителей нахиджеванского клана.
Им противостоит часть правящей элиты, возглавляемая руководителем президентской администрации Рамизом Мехтиевым. Р. Мехтиев опирается исключительно на дерзкую и сплоченную нахичеванскую команду, преимущественно с советским прошлым.
Пашаевы видят серьезные проблемы, с которыми приходится иметь дело клану Алиевых и усматривают в этом признаки ослабления Алиевых. Это, в свою очередь, может сказаться и на состоянии дел у самих Пашаевых. Поэтому между этими двумя наиболее влиятельными кланами Азербайджана вновь начинается конкурентная борьба. В частности, возникли внутренние разногласия в Вооруженных силах Азербайджана между министром обороны Закиром Гасановым и начальником Генштаба ВС Наджмеддином Садыковым. Первый является протеже Алиева, а второй — турецкого военно-политического руководства. То же можно сказать и про азербайджанские спецслужбы. Здесь борьба ведется между главой созданной недавно Службы государственной безопасности Мадатом Гулиевым и элитой бывшего Министерства национальной безопасности.
В Азербайджане к настоящему времени фактически сложился строй, где влиятельные кланы владеют какой-либо отраслью экономики или территорией страны. Чтобы исключить возможность экономической активности чужаков, кланы активно используют доступные им рычаги государственной власти.
Принято считать, что различные азербайджанские кланы имеют различных внешних покровителей. В этом смысле, И. Алиев сделал ставку на Израиль, тем самым заручившись поддержкой международных произраильских лоббистов. Благодаря такому покровительству клан Алиева-Пашаевых получил карт-бланш на разгром демократической оппозиции в стране, ограничение гражданских свобод.
Благодаря влиянию произраильского лобби, США обычно сквозь пальцы смотрят на все репрессии азербайджанских властей против гражданского общества и оппозиционных политических деятелей. Однако резкое падение международных цен на нефть, крупные коррупционные аферы, девальвация национальной валюты, финансовая нестабильность снизили интерес Запада к этой стране и повысили уязвимость бакинского режима.
В итоге создается возможность для изменения расклада внешнего влияния на Азербайджан со стороны региональных игроков. В частности, снижение интереса США и Европы к Азербайджану создало благоприятные условия для повышения роли России, которая все эти годы не только не допустила разрушения своего влияния в стране, но даже расширила его.