В России стартовала 10-я по счету серия совещаний, посвященная ситуации в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Тон, как и прежде, задает президент РФ Владимир Путин, выслушивая доклады и предложения руководящего состава Минобороны и топ-менеджеров оборонной отрасли. На повестке дня — Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018-2027 годы. Ожидается, что документ будет утвержден главой государства в декабре.
Выступая на открытии серии совещаний, Верховный главнокомандующий отметил, что реализация ГПВ, который определяет закупочную политику Минобороны, «во многом определит боеспособность видов и родов войск на предстоящее десятилетие и долгосрочную перспективу». Путин считает, что новая ГПВ должна в первую очередь обеспечить гарантированное стратегическое сдерживание и эффективную нейтрализацию внешней угрозы.
«Наши армия и флот должны обладать самым современным оружием, военной и специальной техникой, которые учитывают в том числе вероятные изменения в стратегии и тактике вооруженной борьбы в будущем и по своим характеристикам находятся на уровне, а лучше всего — превосходят зарубежные аналоги. Потому что, если мы хотим быть впереди, если мы хотим побеждать, мы должны быть лучше», — сказал Путин.
В сложных условиях
После победы на президентских выборах Путин проводит совещания по оборонке два раза в год. Как правило, это он собирает высокопоставленных должностных лиц в правительстве, Минобороны и директорат крупных предприятий в мае и ноябре. При этом во второй половине декабря президент традиционно участвует в заседании коллегии министерства обороны, на котором подводятся итоги военного строительства в РФ.
Серия совещаний по понятным причинам проходит в закрытом режиме. Из скупых утечек в СМИ и достаточно пространных официальных комментариев следует, что Путин стремится детально вникнуть едва ли не во все основные проблемы в сфере перевооружения армии, выслушать мнение каждой из сторон и поставить четкую задачу исполнителям.
С момента возвращения на пост главы государства доля современных образцов вооружения в войсках увеличилась с 30 до 62% (прогноз Минобороны на конец 2017 года). За минувшие пять лет российская армия совершила гигантский рывок в развитии. Но темпы перевооружения в последующие годы будут не такими впечатляющими. В уходящем году они составят в районе 4%, а в прошлом году доля современного оружия выросла на 11%.
Армии придется существовать в условиях отсутствия перспективы пополнения военного бюджета. В такой ситуации руководство РФ делает ставку на модернизацию Стратегических ядерных сил (СЯС, прежде всего, РВСН) и Сухопутных войск, которые должны обеспечить безопасность России на оперативно-тактическом уровне.
Несколько меньшее внимание будет уделяться авиации, где самая высокая доля современного вооружения (свыше 70%). ВКС получат многофункциональные истребители четвертого поколения Су-30СМ и Су-35, фронтовые бомбардировщики Су-34, легкие истребители МиГ-35, одну партию перспективного комплекса фронтовой авиации Су-57.
По поводу ВМФ у руководства РФ противоречивые планы. На нужды флота будет выделено гораздо меньше денег, чем раньше, однако в первой половине года Минобороны анонсировало строительство до 2025 года двух вертолетоносцев типа «Прибой» и закладку авианосца проекта «Шторм». Также в строй войдут пять стратегических подводных крейсеров, которые должны укрепить морской компонент ядерной триады.
Подводный флот (в частности, Тихоокеанский) пополниться шестью дизель-электрическими субмаринами проекта «Варшавянка», а надводный флот примерно парой десятков фрегатов и корветов. При этом ВМФ не получит ни одного новейшего эсминца «Лидер», который призван стать основной неядерного могущества РФ на море. Чрезвычайно важный проект будет профинансирован только на стадии опытно-конструкторских работ.
Неисчерпанный ресурс
В предыдущем материале «Русская Планета» достаточно подробно разбирала ситуацию с новой ГПВ. С большой вероятностью образцы нового поколения оружия начнут массово поступать войска в районе 2025 года, если программа не будет к этому времени скорректирована. Определяющими факторами станут финансовые возможности РФ и геополитическая обстановка.
Вывод о том, что появление в Вооруженных силах РФ новейшей военной техники откладывается на среднесрочную перспективу, лишний раз подтверждают анонсированные в ноябре планы по дальним бомбардировщикам Ту-160 и Ту-22, которые составляют костяк воздушного компонента СЯС. Судя по всему, ВКС будут использовать модернизированные версии этих самолетов как минимум 15-20 лет, оснастив их более современными ракетами и оборудованием.
При этом, согласно первоначальным планам, первый прототип Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА, замена Ту-22, Ту-95 и Ту-160) должен совершить свой первый полет в 2020 году, а в 2025 году — самолет должен встать на вооружение ВКС. Текущая информация по проекту свидетельствуют о том, что первый полет ПАК ДА стоит ожидать не раньше 2025 года.
Сложившаяся с новейшим оружием ситуация не свидетельствует о некоем провале оборонной политики. Образцы нового поколения разрабатываются в речение 10-15 лет и всегда нуждаются в доработке. Процесс ОКР и испытаний часто затягивается, и это не означает, что Минобороны и ОПК допустили некие серьезные просчеты.
Характер текущих угроз (противостояние с НАТО, борьба с терроризмом) требуют от Вооруженных сил РФ главным образом высокий профессионализм личного и командного составов, а также максимальную долю исправных вооружений. Российская армия не исчерпала модернизационный ресурс многих советских образцов. Это видно на примере той же стратегической авиации. В США во многом схожая ситуация. Так, стратегический бомбардировщик B-52 эксплуатируется свыше 60 лет.
В условиях недостатка финансирования и неотложных угроз военного характера Россия подтягивает имеющийся у нее потенциал и медленнее, чем планировалось, внедряет высокие технологии. Однако, как уже говорилось выше, такой подход оправдан. Новая программа вооружения, которую утвердит Путин, должна надежно обеспечить стратегическое сдерживание США и повысить оперативно-тактические возможности России в сухопутных операциях.