Материал комментируют:
Богдан Безпалько
Николай Топорнин
Абсолютное большинство жителей Украине против введения визового режима с Россией, несмотря на пропаганду «партии войны». Об этом в четверг, 28 декабря, заявил лидер общественного движения «Украинский выбор — Право народа» Виктор Медведчук.
«Ведение визового режима поддерживают меньше трети украинцев — 32%, тогда как 51% против этого. Ни в одном макрорегионе идея визового режима с РФ не пользуется поддержкой даже относительного большинства. На западе Украины мнения разделились — 42% на 42%. В Центральном регионе соотношение практически такое же, как в среднем по стране, а на юге Украины противники введения визового режима по численности более чем в два раза превосходят сторонников», — отметил политик, сославшись на результаты опроса, проведенного группой «Рейтинг».
Как считает Медведчук, такая позиция у многих украинцев связана с тем, что они сами или их близкие работают в России, либо имеют там родственников.
«То есть абсолютное большинство украинцев не согласно с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном (деятелем „Народного фронта“ — обанкротившейся политической силы, представляющей „партию войны“), который заявил, что украинцам незачем ездить в Россию. Безусловно, власть должна была учесть эти данные соцопросов и не принимать меры, которые, по сути, эквивалентны визовому режиму без формального его введения», — написал лидер «Украинского выбора» в своем блоге.
Он отметил, что его особенно озадачивают заявления о биометрическом контроле для россиян: в РФ загранпаспорта биометрического образца появились в 2006 году, и еще 5 лет назад число обладателей обычных загранпаспортов и биометрических сравнялось.
«Заставлять обладателей этих паспортов проходить дополнительный биометрический контроль — это вопиющая дискриминация, которая только подтолкнет Россию к ответным мерам», — подчеркнул политик.
«Если Россия ответит симметрично, то понятно, что пострадают прежде всего миллионы украинских граждан, для которых (и для членов их семей) поездки в РФ и работа там — единственный способ выжить. А ведь Россия может ответить и несимметрично — например, упростить для украинцев получение российского гражданства. В результате Украина может лишиться миллионов трудоспособных, активных людей. Кто останется — старики, дети, больные? Те, кто еще не успел или не смог сбежать за границу?» — написал Медведчук.
Напомним: с 1 января 2018 года на 157 украинских контрольных пунктах въезда-выезда заработает биометрический «этап контроля» для иностранных граждан, прибывающих в страну. В перспективе МИД Украины может потребовать от въезжающих еще и заблаговременно заполнять специальную анкету на сайте внешнеполитического ведомства.
Наконец, как заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин, если «механизм не сработает, встанет необходимость введения визового режима с биометрическими паспортами».
Что симптоматично, США и ЕС введения визового режима с Москвой не требуют. Но президент Петр Порошенко вынужден заигрывать с радикальными силами, и активно «отгораживаться» от России.
Введет ли «незалежная» визовый режим, и чем ответит на это Россия?
— О необходимости ужесточить пограничный режим с РФ украинские власти говорят больше года, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Но теперь эти инициативы начинают реализовываться.
Причем, хотя с 1 января вводится не визовый режим в чистом виде, в чем-то он еще более неприятный. Особенно если Украина, как обещает, введет еще и обязательное электронное анкетирование въезжающих. В этом случае к сбору биометрических данных — отпечатков пальцев, фотографии радужной оболочки глаза — прибавится подробный опросный лист, в котором, помимо прочего, придется указывать цель и сроки пребывания на Украине.
Проходить эти процедуры придется всякий раз перед пересечением российско-украинской границы. И это чрезвычайно неудобно, по сравнению с «классическим» визовым режимом, при котором виза оформляется однократно на длительный срок, не лимитирует число поездок, и подразумевает свободное перемещение по всей территории страны.
Идя на такие шаги, Киев демонстрирует приверженность линии на противостояние «стране-агрессору», от которой якобы исходит угроза.
«СП»: — Россия будет на это отвечать?
— Ответ вполне возможен. Хотя получается, что Киев поставил Москву перед фактом, и теперь мы вынуждены на недружественные действия запоздало реагировать.
Как правило, в вопросах выдачи виз Россия исходит из принципа взаимности. Если какая-то страна вводит дополнительные ограничения, мы отвечаем зеркально. По этой логике, мы также должны будем ввести процедуру биометрического контроля для украинцев.
Но большой вопрос, стоит ли в случае с Украиной отвечать так прямолинейно.
«СП»: — Почему зеркальный ответ вызывает сомнения?
— Прежде всего, поток украинцев, едущих в Россию на заработки, и без того сократился в последнее время. Одновременно, по экспертным оценкам, уже около 3,5 миллионов жителей «незалежной» выехали на заработки в Европу — в одной только Польше их более 1 миллиона человек.
Это значит, что постепенно вектор миграции из Украины меняет направление с восточного на западное. Причина этого явления очевидна: зарплата в странах ЕС выше, чем в России.
Если мы дополнительно ужесточим пограничный режим, это еще сильнее сократит поток украинских трудовых мигрантов. России, я считаю, это вовсе не на руку.
Есть и другой момент: такое ужесточение ударит по простым украинцам, которые сейчас свободно приезжают в РФ к родственникам. А это, прежде всего, русскоговорящие украинцы из восточных областей страны.
«СП»: — Мы можем, как предлагает Медведчук, ответить ассиметрично: упростить украинцам получение российского гражданства с тем, чтобы вызвать их массовый приток в Россию?
— Думаю, что нет. Получение российского гражданства в глазах большинства украинцев — кроме, разве что, жителей Донбасса, — не является какой-то заветной мечтой. В реальности мы, к сожалению, не может обеспечить переселенцев ни нормальным жильем, ни хорошо оплачиваемой работой. Раз так, резонов массово получать российское гражданство у украинцев просто нет.
Кроме того, предоставление украинским переселенцам преференций противоречит миграционной политике, которую проводит сегодня Россия. Такие преференции наверняка вызовут вопросы и претензии со стороны наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу.
«СП»: — Дойдет ли дело до введения Украиной полноценного визового режима?
— ЕС никогда не рекомендовал Украине вводить визовый режим с РФ, но такая мера вполне в духе Киева, и проводимой им антироссийской пропагандисткой кампании.
На юго-востоке страны этот шаг наверняка вызовет отторжение, с другой стороны, западные области Украины отнесутся к нему равнодушно — тамошние жители предпочитают ездить на заработки в Польшу или Словакию. В целом, на мой взгляд, Украина смирилась с тем, что возможности сообщения с Россией постепенно сужаются.
Это значит, что визовый режим Киев вполне может ввести, и этим поставить Москву в затруднительное положение. Если мы будем отвечать зеркально, то ухудшим положение десятков тысяч украинцев на востоке и юго-востоке страны. Если не будем — это будет выглядеть странно, с точки зрения международной практики.
В этой ситуации, я считаю, Кремлю нужно действовать максимально взвешено и аккуратно: не играть с Киевом в поддавки, но и не перегибать палку.
— Меры Киева являются промежуточными на пути введения полноценного визового режима с Россией, — уверен член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. — Замечу, что биометрический контроль и обязательная электронная анкета не только затрудняют въезд на Украину, но и грубо нарушают ряд договоренностей о безвизовом режиме, которые формально действуют до сих пор.
При этом надо понимать: действия Киева продиктованы не какой-то суровой экономической или военной необходимостью. Они лишь производная от националистической идеологии, цель которой — максимально изолировать украинцев от России, максимально осложнить межнациональные коммуникации. На Украине, напомню, уже звучали призывы отказаться от родственников в России, чтобы порвать связи с «агрессором», и призывы наказывать тех украинцев, которые уезжают в РФ на заработки.
Думаю, в такой ситуации линейка ответных мер у России может быть достаточно широкой. Москва может для начала не вводить визовый режим, а ввести плату за пересечение границы. Ежегодно на территорию РФ из Украины въезжают около 7 миллионов человек. Так что легко посчитать, какие дополнительные доходы получит российский бюджет, если тариф составит $ 1?2 с человека. Эти деньги можно направить на поддержку Донбасса, например.
Наконец, мы действительно можем упростить процедуру получения российского гражданства для выходцев из Украины. В этом случае мы получим большое число граждан, которые легко ассимилируются, которых не нужно специально адаптировать, и которые прекрасно владеют русским языком — в отличие от мигрантов из республик Средней Азии.
В этом случае от введения Киевом визового режима Россия только выиграет.