Свое чудесное примирение и взаимодействие по сирийскому кризису Москва и Анкара нередко преподносят как пример того, что компромисс можно достичь даже в практически безвыходных ситуациях. Россия заочно простила турков за «удар в спину» (сбитый 24 ноября 2015 года Су-24М), а Турция якобы приняла меры по усмирению агрессивного пыла джихадистов.
Если верить официальной риторике, то сейчас между двумя некогда враждебными государствами царит едва ли не полное единодушие. Анкара внесла ощутимый вклад в «Астанинский процесс», уговорив часть вооруженной оппозиции сесть за стол переговоров. Москва сняла все санкции, пустила на турецкий берег изголодавшихся по дешевому отдыху россиян и благополучно забыла про некачественные турецкие помидоры, которые до 2015 года травили население РФ.
Сделка по поставке грозы натовской авиации ЗРК С-400 с возможностью производственной кооперации стала, наверное, венцом набирающего силу российско-турецкого партнерства. Российские СМИ вновь рассуждают на тему, когда уже «друг» Эрдоган порвет с альянсом и США, а некоторые западные СМИ даже поспешили записать Анкару в неформальные союзники РФ.
Однако реальные отношения России и Турции намного сложнее, чем об этом пишут СМИ у нас в стране и за рубежом. Анкара не отказалась от требования ухода Башара Асада и продолжает поддерживать сирийских мятежников разной степени радикальности, пытаясь тем самым сохранить значительное влияние в САР. Кроме того, авторитетная газета H?rriyet обладает информацией о том, что именно подконтрольные Анкаре НВФ организовали атаку дронов на Хмеймим и Тартус в ночь на 6 января.
Московские переговоры
В преддверии очередной военной операции турецкой армии на севере Сирии в Москве произошла встреча военного руководства РФ и Турции. Пресс-служба Минобороны очень кратко осветила это, без сомнения, очень важное мероприятие.
Из официальных источников мы знаем, что в стенах Национального центра управления обороной РФ состоялись переговоры министра обороны Сергея Шойгу и начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с главой турецкого Генштаба Хулуси Акарой и директором Национальной разведывательной организации Хаканом Фиданом.
Если суммировать сообщения Минобороны, то об итогах встречи известно следующее: «Обсуждены вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке, и другие актуальные темы, представляющие взаимный интерес. Кроме того, собеседники обсудили состояние и перспективы двустороннего военного сотрудничества, актуальные вопросы обеспечения безопасности в регионе».
Указывается, что «в центре дискуссии» была ситуация в Сирии, в том числе реализация достигнутых договоренностей «по обеспечению функционирования зон деэскалации и поддержанию режима прекращения боевых действий в них». Пресс-служба российского военного ведомства подчеркивает, что переговоры прошли «в конструктивном ключе», «было выражено удовлетворение уровнем взаимодействия».
Таким образом можно только догадываться, о чем в реальности шла речь. Если отталкиваться от текущей обстановки в САР, то, помимо обсуждения военной операции турецких ВС, стороны наверняка обговорили ожесточенные бои в провинции Идлиб (который как раз входит в зону деэскалации), расстановку сил на севере Сирии и, конечно, атаку на российские базы.
«В Идлибе все спокойно»
Москва уп-о молчит по поводу крайне тревожной ситуации в Идлибе, которая как раз могла привести к атаке беспилотников боевиков на Хмеймим и Тартус. Ежедневно российский Центр по примирению враждующих сторон рапортует: «в Идлибе все спокойно». В сводке от 18 января, которая вышла после завершения встречи военного руководства РФ и Турции, эта провинция даже не упоминается.
Между тем telegram-канал Directorate 4, который ведут эксперты по терроризму, информирует, что в Идлибе и Хаме голову подняли представители «побежденного» ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ), хотя почти всю территорию Идлиба контролируют боевики салафитской «Хайат Тахрир аш-Шам». Напомним, что данная организация де-факто является наследницей протурецкой «Джебхат-ан-Нусры» (запрещена в РФ).
«В ходе боев на севере провинции Хама им (боевикам ДАИШ) удалось выбить сирийских военных из нескольких населенных пунктов и захватить оружие и боеприпасы, включая пулеметы и автоматы Калашникова, АГС-17, ДШКМ и РПГ-7. Также был уничтожен сирийский Т-55», — сообщает Directorate 4 со ссылкой на фотоотчет джихадистов ДАИШ. На юго-востоке Идлиба, как уточняет telegram-канал, исламисты продвинулись к авиабазе Абу Духур и захватили танк Т-55.
«Хайат Тахрир аш-Шам», на которую, как и «ан-Нусру», поддерживает Турция, пока не предпринимает активных боевых действий против крепнущих позиций ДАИШ. Отметим, что Эрдоган публично открещивается от каких-либо связей с действующими в Сирии боевиками.
Смысл новой военной авантюры на севере САР (в частности, в курдском регионе Африн) президент Турции обосновывает необходимостью создания «буферной зоны» на границе с арабской республикой.
По мнению специалистов Directorate 4, Эрдоган стремится установить монополию на «транспортировку оружия и гуманитарных грузов в Сирию для поддержки протурецких боевиков и выдавливания всех несогласных с таким положением дел». Турецкий лидер, по сути, колонизирует часть территории севера САР. В оккупированных в ходе «Щита Евфрата» населенных пунктах были открыты административные учреждения и полицейские участки.
Проводником интересов Анкары наряду с другими НВФ является «Хайат Тахрир аш-Шам». В частности, боевики «оказали эскорт-сопровождение» 200 турецким солдатам нескольким танкам и другой бронетехнике в районе населенного пункта Дар Изза. Чтобы запутать следы, пропагандисты «Хайат Тахрир аш-Шам» развернули ранее кампанию о том, что группировка якобы не допустит турецкой интервенции в Идлиб.
Кусок пирога
Судя по всему, то, о чем говорит Directorate 4, является той самой турецкой долей сирийского пирога. Но насколько такое поведение Анкары соотносится с российскими интересами? Ответ, наверное, будет отрицательным.
Во-первых, в Африне, где будет проходить операция турков, работает Центр по примирению враждующих сторон. Как предполагают зарубежные аналитики, Центр может на самом деле быть площадкой военной подготовки и снабжения местных ополченцев. Очевидно, что штурм Афина, к которому готовятся протурецкие НВФ и Анкара, противоречит планам Москвы.
Во-вторых, по информации H?rriyet, Минобороны РФ усмотрело «турецкий след» в атаках на российские объекты в САР. Как сообщает газета, в начале января военное ведомство России направило письма Хулуси Акару и Хакану Фидану (именно эти ребята приехали в Москву на переговоры), в которых содержался призыв охладить боевой запал «подконтрольных групп» «с целью пресечения подобных атак с помощью беспилотных летательных аппаратов».
Противоречия между Москвой и Анкарой стремительно нарастают. Решению наиболее острых вопросов, видимо, были посвящены прошедшие в стенах Минобороны переговоры.
Если подтвердиться причастность протурецких банд к атаке на Хмеймим и Тартус, то это будет как минимум второй по счету «удар в спину». В то же время Эрдоган не может не осознавать, что Россия является самым влиятельным игроком в Сирии. В любой момент Москва может начать крупномасштабную операцию против подконтрольной Анкаре оппозиции, похоронив турецкие планы на кусок сирийского пирога.