Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Иван Коновалов
Россия может начать «враждебные действия» быстро и неожиданным способом. Об этом предупредил глава Генштаба Вооруженных сил Великобритании Николас Картер, выступая в понедельник, 22 января, в Королевском институте Вооруженных сил.
«Они (Россия) будут делать то, чего их оппонент не ожидает. Они воспользовались Сирией для создания экспедиционного потенциала, очень большое количество их офицеров получило великолепный боевой опыт. <…> Они испытали ракеты дальнего радиуса действия, а также более 150 видов других вооружений и оснащения», — заявил Картер.
По его словам, возможное нападение России может быть направлено на структуру обеспечения безопасности в Европе. Кроме того, его целью может быть подрыв доверия к НАТО.
«Россия может начать враждебные действия раньше, чем мы ожидаем, и гораздо раньше, чем начали бы их мы в подобных условиях. <…> Это не начнется с (появления) зеленых человечков, все начнется с чего-то, чего мы не ждем. То, что мы уже видели, не следует принимать за модель для будущего», — отметил он.
Новая война, по мнению Картера, больше не ограничивается использованием привычных видов вооружения — «тем, что бахает». Её арсенал включает взятки, нечистоплотное ведение бизнеса, кибератаки, заказные убийства, дезинформацию, пропаганду и «военное запугивание».
Картер также убежден, что из наблюдений за действиями России последних нескольких лет Великобритания и Запад должны вынести следующий урок: чёткого разграничения между войной и миром больше не существует, а есть только промежуточные стадии. «Всё это скорее напоминает хроническое заразное заболевание, которое незаметно настигнет нас, и наши способности действовать будут значительно ограничены. И мы окажемся проигравшими в этом состязании», — заявил он.
Как отмечает британская «Гардиан», Лондон постепенно выводит свои войска из Германии, однако глава Генштаба считает, что в стране необходимо оставить передовую базу с танками, топливом и прочими материалами для того, чтобы британская армия могла быстро вернуться в случае необходимости.
— Безусловно, они в угрозу нападения со стороны России не верят, — говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Но надо помнить, что британские военные, как и американские, очень склонны сгущать краски для того, чтобы увеличивать военный бюджет. А кто сейчас главным врагом объявлен? На кого стоит сейчас кивать?
Конечно, у британцев бюджет не такой, как у американцев, он сопоставим скорее с нашим, хотя армия и флот намного меньше. Зато какое искушение! Американцы свой бюджет задрали до 700 миллиардов, и тут на фоне криков о «российской угрозе» можно пару-тройку миллиардов накинуть, а для британского военного бюджета это очень серьезные деньги.
Вся британская военная промышленность фактически сосредоточена в руках одного монополиста — ВАЕ Systems. Понятно, кто посредством лоббирования получит все заказы. Тем более что у Британии есть достаточно большое количество замкнутых линеек производства вооружений.
Полностью всю номенклатуру вооружений пока что производят только две страны в мире: Россия и США, но и у британцев есть достаточно возможностей производить много чего своего. Вся эта антироссийская риторика, заявления о том, что российская армия значительно превосходит британскую, играют на руку военным Туманного Альбиона. Ведь последние десятилетия — до украинского кризиса, там ударными темпами шло сокращение по всем позициям. А теперь смотрите: два авианосца запускают, много планов строят, Тереза Мэй говорит, мол, вернем себе право называться «владычицей морей».
«СП»: — Сообщается, что они будут выводить войска из Германии, но, по словам Картера, там необходимо оставить «передовую танковую базу»…
— Это было запланировано давно, а британская военная машина, как и любая другая — все-таки инертна. То, что было задумано — выполняется, просто происходят корректировки. Сам вывод не отменяется, но, видите, уже с определенными корректировками: что-то остается, что-то выводится. Тем не менее, о полном выводе речи уже не идет.
«СП»: — Зачем им эта база, если в угрозу нападения России они всерьез не верят?
— Ну, во-первых, это напоминание о том, что они тоже участвовали во Второй войне, и тоже вроде бы как «победили». Именно так — в кавычках. Да, они действовали самостоятельно в Северной Африке, но в Европе они действовали совместно с американцами — что бы они там смогли без них?
Во-вторых, политика Британии все больше становится национал-популистской, и сохранение осколков былой военной мощи — это часть этой политики. Такой осколок нужен для того, чтобы тешить свою гордость.
«СП»: — По словам Картера, новая война большая не ограничивается использованием привычных видов вооружения. Её арсенал включает взятки, нечистоплотное ведение бизнеса, кибератаки, заказные убийства, дезинформацию, пропаганду и «военное запугивание». Не будет ли такой же арсенал использован против нас?
— Все, что перечислил Картер, это было в арсенале британской империи сотни лет. А если брать период после Второй мировой войны, когда Британия уходила из колоний, пытаясь сохранить свое влияние, — и запугивание, и перевороты, и использование наемников — все этого в британском арсенале хватало. Как и в арсенале союзной ей Франции. Так что перспективы применения этого против нас исключать нельзя.
— Картер говорит вполне серьёзно, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Вадим Трухачев.
— В Британии многие военные, журналисты и политологи настолько себя накрутили, что и впрямь опасаются войны с Россией. Война эта может разразиться, например, в киберпространстве… Понятно, что для нас эти страшилки звучат как бред сумасшедшего, но беда в том, что значительная часть британской (и вообще западной) элиты в это верит. Разумеется, у нас нет ни сил, ни желания нападать на Британию, но они себя накручивают.
«СП»: — Это была одна из «самых воинственных речей» со стороны высокопоставленного британского военного последних лет, отмечает «Гардиан». Картер посветил России целых 40 минут. Чем это объяснить? Британия решила по полной включиться в новую холодную войну, которая фактически идет между Россией и США?
— Есть ощущение, что Британия и не выключалась из холодной войны или, как минимум, вела собственную. Отношения между Россией и Британией скатились почти к предвоенному состоянию ещё в 2007 году, когда началось «дело Литвиненко». С тех пор случилось ещё много событий, которые дополнительно их осложнили. На этом фоне у военных есть отличная возможность выбить себе дополнительное финансирование, которое дадут только при наличии большой и явной угрозы. И вот они эту угрозу обозначили.
«СП»: — По словам Картера, новая война не ограничиться танковыми сражениями, воздушными боями, ударами артиллерии и т. д. Глава Генштаба пугает, что в ход пойдут взятки, нечистоплотное ведение бизнеса, кибератаки, заказные убийства… Но ведь британцы сами мастера по этой части.
— Да, всё это они давно используют, но англичане уверены, что им можно. Они — «посланцы цивилизации», «воины свободы и демократии». А когда это начинают использовать против них — это, дескать, становится нападением на колыбель мира и демократии. Пресловутые двойные, а то и пятерные стандарты. Они давно уже ведут войну в виде пропаганды, промывки мозгов. Уверовали в то, что Россия им не соперник, и когда вдруг Москва подала «признаки жизни», это вызвало истерику.
«СП»: — Лондон постепенно выводит свои войска из Германии, но, по словам военачальника, в стране необходимо оставить передовую базу с танками, топливом и прочими материалами. Зачем тогда выводить, если есть «российская угроза» и все такое?
— Дорого содержать, да и очень многим в Германии не нравится иностранное военное присутствие. Это наследие итогов Второй мировой войны, бьющее по национальному достоинству немцев. Опять же — вопрос денег. Надо убедить и немцев, и своих налогоплательщиков, что есть враг, ради которого надо оставаться.