Федеральная служба безопасности России сообщила о задержании в Симферополе гражданина Украины Константина Давыденко по подозрению в шпионаже. Спецслужба полагает, что он собирал и передавал секретную информацию о деятельности частей и соединений Росгвардии и сотрудников ФСБ. На допросе Давыденко заявил, что работал в интересах СБУ.
Сейчас подозреваемый находится в Москве. 12 февраля Лефортовский суд арестовал Давыденко до 11 апреля. Рассмотрение дела задержанного будет проходить в закрытом режиме. ФСБ утверждает, что добытые украинцем сведения могут нанести ущерб безопасности РФ.
Шпионы и диверсанты
Федеральная служба безопасности регулярно проводит задержания агентов СБУ и диверсантов на Крымском полуострове, а также в южных и западных регионах РФ. С марта 2014 года известно о полутора десятков подобных инцидентов.
Одним из первых, кто был уличен в подготовке преступлений против «оккупационной власти», стал режиссер Олег Сенцов. Его задержали 11 мая 2014 года по подозрению в организации серии взрывов в Крыму в ночь на 9 мая 2014 года и попыток поджога офисов «Единой России» и «Русской общины Крыма».
Дело Сенцова вызвало огромный международный резонанс. На Западе и в либеральных кругах России ФСБ снискало славу карательного органа, который «выдумывает» теракты и распространяет шпиономанию среди населения.
Отрезвление произошло в августе 2016 года, когда пограничники ФСБ и военнослужащие приняли бой с диверсионными группами, пытавшимися незаконно пересечь границу в Крыму.
В бою с украинцами погибли два россиянина. Силовики задержали двух граждан Украины Андрея Захтея и Евгения Панова, которые оказались сотрудниками ГУР Минобороны Украины. Это был первый и пока единственный случай огневого контакта украинских и российских военнослужащих в Крыму после присоединения.
3 октября 2016 года ФСБ сообщила о задержании в Москве за шпионаж сотрудника ГУР Украины полковника Романа Сущенко. Украинский офицер собирал сведения о Вооруженных сил РФ и Росгвардии.
Одно из наиболее громких задержаний на территории Крыма произошло в ноябре 2016 года. В Севастополе была раскрыта диверсионно-террористическая группа ГУР в составе Дмитрия Штыбликова, Владимира Дудко и Алексея Бессарабова. Задержанные планировали совершение диверсий на объектах военной и гражданской инфраструктуры. Также они собирали информацию о Черноморском флоте РФ.
В середине декабря 2016 года директор ФСБ Александр Бортников заявил, что Киев и радикальные организации Украины перешли к активным действиям по реализации террористических замыслов в Крыму. Одна из основных целей диверсантов и шпионов — атака объектов жизнеобеспечения полуострова (энергетические станции, линии электропередач, газопроводы и пр.).
В августе и сентябре 2017 года были задержаны три человека, которые ФСБ подозревает в незаконных действиях. По версии следствия, работая на СБУ, гражданин Украины Геннадий Лимешко должен был изготовить взрывчатку, а двое граждан РФ Анна Сухоносова и военнослужащий Дмитрий Долгополов занимались шпионажем.
31 октября 2017 года под Алуштой прогремел мощный взрыв. Оказалась повреждена газораспределительная станция «Малый Маяк». В Национальном антитеррористическом комитете (НАК) не исключили версии о преднамеренном повреждении газопровода. Однако информация о ходе расследования по данному инциденту на текущий момент отсутствует.
Вербовка полным ходом
Источники «Русской Планеты» в силовых ведомствах РФ подтвердили официальную информацию ФСБ о том, что украинское правительство активно использует тактику совершения терактов в Крыму. По их словам, Федеральная служба безопасности сообщает лишь о малой доли задержанных и раскрытых преступлений, чтобы на полуострове не возникла паника и шпиономания.
«Как и во всей стране, ФСБ в Крыму не рассказывает об огромном количестве предотвращенных терактов и задержанных в их подозрении бандитов. Информация выдается дозированно, и в данном случае закрытость спецслужбы от общества абсолютно оправдана. Иначе люди не будут чувствовать себя в безопасности, хотя причины для этого ФСБ вполне успешно устраняет», — сказал один из собеседников РП.
Как пояснил российский офицер, ГУР Минобороны Украины, как правило, готовит диверсантов, а СБУ «специализируется» на вербовке и переправке шпионов. Киев стремится получать информацию о военной активности на полуострове, количестве техники, особенностях проводимых учений, увеличении или уменьшении штатов силовых ведомствах.
«В целом шпионская деятельность Украины носит достаточно рутинный характер. По большому счету все государства занимаются чем-то подобным в зоне своих интересов. Но разница в том, что, помимо этого, Украина всерьез готова использовать террористические методы как инструмент для раскачивания ситуации. Под угрозой в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения. Это вызвано тем, что в Киеве прекрасно понимают — Крым в открытом противостоянии с Россией не вернуть. Поэтому на полуострове пытаются посеять хаос, и неверие, что Россия может защитить крымчан», — отметил источник.
Другой собеседник РП рассказал, что ГУР и СБУ стараются вербовать агентов в Крыму из числа местных жителей, выискивая недовольных и фанатиков, которые готовы «пойти на все ради Украины». Жертв пропаганды украинские силовики отыскивают через сеть агентов или в соцсетях. Например, это могут быть молодые крымчане, у которых страница во «ВКонтакте» обвешена трезубцами и «жовто-блакитной» символикой.
«Однако обычные «свидомые» фанатики чаще всего не годятся на выполнение важных заданий. Это люди с низким интеллектуальным уровнем, и в лучшем случае они станут расходным материалом. В большей степени усилия украинцев направлены на вербовку бывших силовиков и военнослужащих. Они способны разобраться гораздо лучше в тонкостях поручаемых им заданий», — сообщил офицер.
Собеседники РП указывают на в целом невысокий «профессиональный» уровень подавляющего большинства диверсантов и шпионов. Украина не обладает возможностями для того, чтобы подготовить настоящих агентов.
«У Киева нет возможности готовить диверсантов в Крыму, а их вывоз на Украину потребует создания соответствующей легенды. Ведь процесс подготовки занимает как минимум несколько месяцев. Приезд в Крым мужчин с военным прошлым из Украины или их неожиданный отъезд на Украину всегда вызывает подозрения и человек попадает под колпак. Это значит, что он обречен на провал», — заявил офицер.
Другой собеседник РП был чуть более откровенен: «Речь идет не только о безобразной работе диверсантов и шпионов в интересах Украины, которая позволяет спецслужбе России выявлять их. Эти ребята мгновенно «раскалываются» на допросе, не выдерживая даже минимального психологического давления. Они выкладывают все, что знают. Правда, расслабляться ФСБ я бы не советовал. Невозможно исключать вероятность, что что-то пойдет не так».