На Украине четвертый год подряд проходят поминки по «Небесной сотне». Согласно общепринятой в «незалежной» легенде, 18-20 февраля 2014 года «снайперы Януковича» подло расстреляли около 100 «воинов света». Но, как выяснилось потом, от пуль погибли и сотрудники бывшего подразделения МВД «Беркут». Более того, «митингующие» в те дни были вооружены пистолетами и автоматами.
Точная цифра жертв расстрелов неизвестна до сих пор. Распространены сведения о гибели свыше 100 человек, включая милиционеров. Постмайданное следствие забуксовало и не сообщает ничего нового на протяжении как минимум пары лет. Как и ожидали политологи, вину за убийства пытаются переложить на экс-президента, но весомые доказательства этому отсутствуют.
Небольшую сенсацию сотворили признания «грузинских снайперов» Кобы Нергадзе и Александра Ревазишвили, которые подтвердили предположения о том, что расстрел организовала оппозиция, включая нынешних депутатов Верховной Рады Сергея Пашинского и Владимира Парасюка. Сами «снайпера» в расстрелах не участвовали и якобы поэтому готовы дать в суде показания, правда, в формате видеоконференции.
«Пророссийский» Янукович
Историю Майдана в федеральных СМИ и государственных структурах РФ принято преподносить как заговор западных стран с целью свержения Януковича, который поплатился за чрезмерную лояльность к России. В народе утвердилось иное мнение: антирусский (или антироссийский) госпереворот произошел из-за слабости, безволия и поразительной недальновидности экс-президента.
На современной Украине Януковича рисуют «кровавым диктатором» и «безжалостным тираном». Жителями Донбасса и России беглый госдеятель воспринимается как предатель интересов своей страны и самый обыкновенный трус. Сейчас Виктор Федорович живет безмятежной жизнью в Подмосковье, периодически общается с журналистами, рассказывая про то, как хотел уберечь людские жизни и сохранить единство Украины.
С какой целью российские власти любезно приютили Януковича? Считается, что Виктор Федорович якобы являлся пророссийским президентом. Однако, за исключением продления договора по Севастопольской бухте и мерах по защите русского языка (на котором говорит более половины населения Украины), ничего доброго для РФ Янукович не сделал.
В целом это был обычный президент «незалежной», который подгребал лакомые куски национальной экономики, фривольно распоряжался госбюджетом и флиртовал с Западом. Несмотря на это, экономика Украины и уровень жизни граждан росли благодаря установившейся после мирового кризиса макроэкономической стабильности и достаточно умелому руководству не знавшего «мову» премьер-министра Николая Азарова, одного из немногих заслуживающих уважения госдеятелей Украины.
Интересам США и ЕС такая ситуация явно противоречила. Европейцы опасались, что Украина в итоге вступит в Таможенный союз, а Вашингтон терял удобный плацдарм для давления на РФ. Приводя такую трактовку событий, федеральные телеканалы с нафталиновыми ток-шоу про Украину своему зрителю не врут. Нормальные российско-украинские отношения Запад никогда не будет приветствовать, и любой президент «незалежной» является заложником этих обстоятельств.
Однако коллективный Запад не представлял, в какую бездну может скатиться постреволюционная Украина. Внешнее управление привело к тому, что США и Европа начали погружаться во внутренние проблемы чужой им страны. Постмайданное руководство проваливает поставленные задачи, вынуждая Запад создавать рычаги влияния на элиту в виде НАБУ и Антикоррупционного Суда.
Поражение на украинском фронте
Проблемы между Украиной и Западом остаются центральной темой на повестке дня российских телеканалов и федеральных СМИ с 2014 года. Умысел простой — отвлечь внимание российской аудитории от столь похожих внутренних неурядиц. Конечно, на фоне современной «незалежной» Россия кажется островком стабильности, но большинство социальных проблем у русских с «небратьями» общие — безработица в регионах, растущая бедность, коррупция.
Не подвергается в России должному анализу и политика Москвы по отношению к Киеву. Майдан больно ударил по национальным интересам РФ. На западных рубежах России появился агрессивный антирусский проект, который, как писала РП, готов совершать самые чудовищные преступления. «Революция достоинства» стала поражением российской дипломатии, а также политической и военной разведок РФ (СВР и ГРУ), которые, пусть и в неравном бою, но уступили американской агентуре.
Местью России за разгром на стратегически важном направлении стал ввод войск в Крым (и последующее присоединение полуострова) и поддержка антимайдана в Донбассе. В конце февраля 2014 года Москва фактически оказалась в безвыходной ситуации. Второй за 10 лет госпереворот в Киеве означал полную потерю контроля ситуации в соседней стране. Требовался в меру жесткий ответ, который бы продемонстрировал возросшую военную силу и готовность России ассиметрично отвечать Западу на поражения на украинском направлении.
В США и ЕС принято считать, что «аннексия» Крыма и помощь сторонникам федерализации были вызваны обидой Владимира Путина на срыв договоренностей 20-21 февраля 2014 года о мирном разрешении конфликта, за которые поручились министры иностранных дел Германии и Франции. Своими действиями руководство РФ дало понять, что госпереворот означал переход очерченной ранее красной линии.
При этом Москва явно не собиралась разрушать серьезно пошатнувшуюся украинскую государственность и бросать тем самым вызов Западу. Россия не отважилась взять под свое могучее крыло непризнанные республики. С окончанием кровопролитных боев в Донбассе, продолжавшихся до середины февраля 2015 года, мы наблюдаем скучный и абсурдный спектакль под названием «необходимость выполнения Минских соглашений».
Бывшая «хунта»
За исключением решения по Крыму, с момента госпереворота в Киеве политика России на украинском направлении характеризуется крайней противоречивостью. Наверное, многие забыли, как российские политики со всех телеэкранов говорили про незаконный характер украинской революции. Постмайданное правительство называли «хунтой», хотя в рядах горе-революционеров не было ни одного человека с погонами. В мае 2014 года с избранием «самозванца» Петра Порошенко лексикон элиты РФ кардинально поменялся.
Москва всячески подчеркивает враждебность украинских властей, но на дипломатическом поле не предпринимает даже симметричных мер. В 2015 году поведение властей РФ кремлевские политологи объясняли грядущей революцией в Киеве и нежеланием ухудшать жизнь простых украинцев. Москва одобряла Украине покупку энергоресурсов (в том числе со скидкой) и вяло сопротивлялась реверсной схеме продаже «европейского» газа.
Между тем аппетиты у бывшей «хунты» только увеличивались. Вместо попытки найти с Россией общий язык хотя бы по элементарным политическим вопросам, украинские власти предприняли максимум усилий, чтобы отгородиться от РФ. Антироссийская вакханалия Порошенко в Мюнхене и погром Россотрудничества в Киеве на минувших выходных — яркое доказательство бессмысленности поиска компромисса с постмайданным руководством Украины.