Белоруссия не может принимать участие в миротворческой миссии ООН в Донбассе, поскольку является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом в понедельник, 19 февраля, заявила замминистра иностранных дел Украины по европейской интеграции Елена Зеркаль.
«Белоруссия не вышла из ОДКБ. А если мы исключаем НАТО, то очень логично, чтобы мы не говорили, что страны ОДКБ тоже принимают участие в миссии», — отметила Зеркаль в эфире «5 канала».
Зеркаль также заявила, что Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) не являются сторонами переговоров о миротворческой миссии. По ее словам, усилия Украины и ее западных партнеров направлены на то, чтобы дать России понять: «играть по правилам Москвы никто не будет».
Напомним, 14 февраля министр обороны Белоруссии Андрей Равков заявил, что Минск готов отправить миротворцев в Донбасс. По его словам, на юго-восток Украины могут отправиться 100 бойцов, которые знают английский язык, и изучают опыт проведения аналогичных операций. По мнению экспертов, в состав «белорусской сотни», скорее всего, вошли витебские десантники и спецназ.
Со своей стороны, президент Белоруссии Александр Лукашенко напомним, что предлагал отправить в Донбасс белорусских миротворцев еще в 2014 году. В минувшее воскресенье «батька» рассказал журналистам, что при посредничестве Польши его предложение было доведено до Брюсселя, однако там от него отказались. Он также рассказал, что предлагал свое посредничество президентам Украины и РФ Петру Порошенко и Владимиру Путину.
«Я даже говорил обоим президентам: вы не рассчитывайте, что я чей-то буду. Я буду четко выполнять то, о чем вы, два президента, договоритесь — Порошенко и Путин. Договоритесь стать между — я стану. Договоритесь вывести 10 тысяч вооруженных сил Белоруссии — мы поставим их на границе, где вы скажете», — рассказал Лукашенко.
И теперь, похоже, история повторяется: Украине (читай — США и НАТО) участие белорусов в миротворческой миссии вовсе не на руку. Между тем, идея Запада с вводом миротворцев в Донбасс обретает все более конкретные очертания.
16 февраля на полях Мюнхенской конференции по безопасности бывший генсек НАТО, а ныне советник президента Украины Андерс Фог Расмуссен представил новый план ввода «голубых касок» в Донбасс. Он предусматривает отправку в регион 20 тыс. человек, включая около 4?5 тыс. полицейских для размещения на границе России с Украиной. Контингент при этом должен быть из стран, не связанных с Североатлантическим альянсом — например, из Швеции, Финляндии, а также Казахстана, Белоруссии или Бразилии.
Генерал-лейтенант Бен Ходжес, до недавнего времени командующий Сухопутными силами США в Европе заявил, что план сработает при условии политики кнута и пряника по отношению к Москве.
Но Кремль этих ожиданий пока не оправдывает, и держится позиции, которую Владимир Путин сформулировал в сентябре 2017 года. Президент РФ, напомним, допустил размещение миротворцев ООН в Донбассе на линии соприкосновения сторон и «ни на каких других территориях». Кроме того, Путин считает, что вопрос о миротворческой миссии должен приниматься с учетом мнения представителей ДНР и ЛНР.
Что стоит за историей с белорусскими миротворцами, появится ли в Донбассе контингент ООН в обход России?
— Сегодня у Киева осложнились отношения с Лукашенко, — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Президента Белоруссии украинские власти рассматривают как фигуру, которая будет играть на стороне Москвы.
Это, конечно, глупость. Предлагая посреднические услуги по урегулированию, Лукашенко заигрывает с Западом. И если была бы достигнута договоренность о вводе миротворческого контингента — если бы с такой инициативой вышли Донецк и Луганск, а их поддержала Москва, — белорусы в составе контингента ООН занимали бы нейтральную позицию, а не позицию донецких. Это, на мой взгляд, очевидно.
Другое дело, сами белорусы подчеркивают: мы готовы отправить контингент, только если будет достигнута договоренность — с ДНР, ЛНР и Россией. Так же, замечу, говорят австрийцы, немцы, и вообще все вменяемые люди.
Но такой договоренности — для меня это ясно — не будет. Нет даже проблесков, чтобы договоренность появилась.
«СП»: — В Донбассе могут появиться миротворцы ООН на условиях плана Расмуссена?
— Это совершенно исключено. План Расмуссен — это завуалированная оккупация территории Донбасса прозападными, в своей доминирующей части, вооруженными людьми. Плюс установление там новой администрации, которая заменит действующую.
План содержит ряд «заманух» — мол, мы не просто разоружаем вооруженные силы ЛНР и ДНР, а переобучаем. Но это лишь прикрытие интересов Запада — без гарантий для республик в плане реализации положений, записанных в Минских соглашениях.
«СП»: — Елена Зеркаль заявила, что усилия Украины и ее западных партнеров направлены на то, чтобы дать России понять: «играть по правилам Москвы никто не будет». Это так?
— Заявления Зеркаль, как и заявления главы украинского МИДа Павла Климкина, ничего не значат. На деле, их мнения никто не спрашивает. Если по Донбассу будет достигнута договоренность между Россией и США, украинским дипломатам укажут, что делать.
«СП»: — Можно ли ввести миротворцев в Донбасс без согласия Москвы?
— Это невозможно в принципе. Даже не потому, что такое решение должен принять Совет Безопасности ООН, а Москва имеет в нем право вето. Миротворцы вводятся только в ситуации, когда лидеры местных сепаратистов согласны на этот шаг. Так вот, на ввод миротворцев на условиях, сформулированных в плане Расмуссена, ДНР и ЛНР никогда не согласятся.
Даже если бы Москва отвернулась от Донбасса, и дала согласие на ввод миротворческого контингента, на юго-востоке Украины вспыхнула бы полномасштабная война. Миротворцам при таком раскладе пришлось бы территорию «зачистить», а всех «сепаратистов» — поубивать. Такой сценарий представляется мне невероятным.
Повторюсь: и население Донбасса, и его лидеры — а иных на сегодня в регионе нет — не согласятся на миротворческую миссию. И никто не пошлет миротворцев в ситуации, когда местные вооруженные люди против. А они против, поскольку Запад не дает гарантий, что в ходе миротворческой операции эти люди не будут убиты.
Киев не может защитить от погрома одно-единственное здание Россотрудничества. Что уж говорить о защите трех миллионов жителей Донбасса, как минимум 20% из которых являются решительными противниками украинской власти?!
«СП»: — Как сегодня выглядят перспективы урегулирования на юго-востоке?
— Всем участникам конфликта в Донбассе, я считаю, необходимо пройти период разрядки напряженности. Но если украинские радикалы продолжат громить в Киеве Россотрудничество и филиалы российских банков на глазах у полиции — о какой разрядке может идти речь?!
Только в случае, если участники погромов будут наказаны, у Киева появятся хотя бы какие-то шансы договориться с Москвой. Если же украинские власти продолжат действовать в прежнем духе, и кричать, что в Донбассе нужно победить «сепаратистов» — Донбасса в составе Украины не будет никогда.