Материал комментируют:
Андрей Манойло
Эдуард Попов
28 февраля президент Украины Порошенко внес Верховную Раду законопроект о национальной безопасности.
«Этот законопроект полностью меняет всю философию и сознание. Впервые будет четко указано, что страна на востоке — главная угроза Украины. В окончательной версии законопроекта будет достаточно много жестких норм», — сообщил накануне член фракции «Народный фронт» Юрий Береза, являющийся членом рабочей группы по подготовке данного закона.
В свою очередь, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, коллега Березы по фракции Андрей Тетерук подчеркнул, что закон существенно усилит сектор безопасности страны. «Речь идет об адаптации к стандартам НАТО, определение цели — членство в альянсе, а также усиление гражданско-демократического контроля за сектором безопасности», — рассказал депутат.
«Стандарты НАТО станут не просто красивыми словами. Это будет предполагать как увеличение финансирования на оборону, так и поэтапную модернизацию вооружения. В том числе, это касается производства украинского оружия и военной техники в соответствии со стандартами альянса», — подчеркнул парламентарий.
«Основные постулаты, заложенные в этот законопроект — будет четко определено, какие службы и институции будут входить в нацбезопасность и оборону, обеспечивать этот момент — СБУ, Нацгвардия, Вооруженные силы, войска спецназначения и так далее», — пояснила журналистам депутат ВР Ирина Луценко.
А тремя днями ранее, 20 февраля, Порошенко подписал закон «о реинтеграции Донбасса», который объявляет Россию «страной-агрессором», а также усиливает правовую базу использования армии, что, по мнению многих экспертов, развязывает украинскому лидеру руки для силовой операции против Донбасса.
— Закон о нацбезопасности легализует власть националистических формирований, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Так они существовали за рамками права, а теперь станут законными легитимными политическими субъектами, обладающими правом на легитимное применение вооруженного насилия. Плюс — в законе будут прописано существенное увеличение финансирования этих формирований, а это деньги и распилы. Кроме того, обозначат особые права по контролю гражданской жизни на Украине, а это правовая основа для установления прямой военной диктатуры.
«СП»: — Нет ли ощущения, что Украина тут косит под США? Те тоже понапринимали кучу доктрин, определяющих Россию как угрозу?
— Да, в определенной мере обезьянничество тут присутствует. Украинские политики и националисты быстро перенимают зарубежный опыт перекачивания национальных бюджетов в оборонную сферу, где эти бюджеты затем бесследно растворяются. Опыт — прогрессивный, правда, только в плане коррупции.
«СП»: — Оценят ли это на Западе? В Европе вон выражали обеспокоенность законом «о реинтеграции» и призывали к приверженности минском у процессу…
— На Западе к этому отнесутся индифферентно. Истинные цели этого закона видны невооруженным глазом, они— чисто коррупционные, и не приблизят Украину к НАТО ни на один новозеландский дюйм.
«СП»: — Однако Тетерук утверждает, что в законе речь пойдет об адаптации к стандартам НАТО, главная цель — членство в альянсе. На Украине ещё надеются, что их примут в НАТО?
— А куда еще им бежать, когда народ придет их сажать на скамью нового Нюрнбергского трибунала? Только под защиту НАТО. Они искренне надеются на то, что альянс их примет, обогреет и защитит. И скажет: «С НАТО выдачи нет!».
«СП»: — Чем может ответить Москва на эту очередную антироссийскую инициативу?
— Украина все больше превращается в полуфашистскую диктатуру. Москва в этой ситуации может только принять это к сведению и, возможно, в будущем, когда-нибудь, принять участие в денацификации этой прекрасной страны.
По словам директора Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуарда Попова, Береза известен своими эпатажными высказываниями за гранью фола, вроде обещания организовать концлагеря для сторонников Русского мира или призывами к терактам на территории России.
— Мне представляется, что в данном законопроекте больше желания разрекламировать свой патриотизм и политическую значимость, чем глубокого содержания. Вспомним, когда в Верховную Раду подавали законопроекты по-настоящему значимые (закон о языке, тот же закон «о реинтеграции» и т. п.) то таких бахвальных оценок им не давали. Мне кажется, это не очень умная самореклама. Место Сашка Билого пустует и Береза — один из кандидатов на освободившуюся вакансию. Блок Петра Порошенко, разработавший закон «о реинтеграции», оседлал выгодную тему. И породил зависть у конкурентов, которые хотят быть патриотами больше, чем БПП.
«СП»: — По словам другого депутата — Тетерука, речь идет о стремлении Киева вступить в НАТО
— На ближайшую перспективу членство Украины в альянсе маловероятно. Альянс получит слишком много проблем. Например, нельзя будет разыгрывать роль стороннего наблюдателя. Но самое главное не в этом: НАТО просто особо не за чем принимать в свой состав Украину. Украина получит статус наибольшего благоприятствования, будет объявлена союзником альянса на особых правах. И без всякого нарушения устава НАТО получит полную свободу действий на Украине, которая и так не сильно ограничена. НАТО и США уже выстраивают военную инфраструктуру, создают на территории «незалежной» военные и военно-морские базы. Отсутствие Украины в альянсе и конституционный закон, провозглашающий её внеблоковым государством, тому никак не препятствует.
«СП»: — Чем должна Россия ответить на принятие закона? На закон «о реинтеграции» российские парламентарии уже обещали ответ. И что?
— Я думаю, Россия должна заявить в ответ на принятие закона «о реинтеграции» и подобных законодательных актов, а также на демонстративное невыполнение Украиной Минских соглашений частичным признанием ДНР и ЛНР. Тем более что определенные шаги в этом направлении уже сделаны (признание документов народных республик и др.). А также обещанием признания республик в случае начала украинского наступления. Не понимаю, почему Россия не пообещала поставку оружия в ДНР и ЛНР в ответ на поставку американских «Джавелинов». Почему в то время, как американцы поставляют оружие непризнанным мировым сообществом курдским повстанцам и собирались признать де-факто независимость курдских образований в Сирии, мы не можем сделать то же самое в Донбассе?