Материал комментируют:
Никита Масленников
Соединенные Штаты введут новые санкции в отношении России в течение 30 дней. Об этом в понедельник, 26 февраля, заявил министр финансов США Стивен Мнучин.
«Вы можете ожидать, что санкции последуют в течение следующих 30 дней. Мы исполняем все существующие санкции и вводим новые», — заверил Мнучин во время выступления в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Ранее глава ведомства говорил, что Минфин США «работает над санкциями против России» совместно с ФБР. Новый санкционный пакет, по его словам, должен стать ответом на якобы имевшее место вмешательство РФ в президентские выборы 2016 года.
В чем могут заключаться новые санкции, пока неизвестно. По сообщению Agence France-Presse, они могут затронуть людей, имена которых содержатся в открытой части «Кремлевского доклада». В нем, напомним, перечислены крупные бизнесмены и чиновники, близкие к президенту РФ Владимиру Путину.
Кроме того, по информации AFP, США на этот раз могут распространить санкции на страны, которые сотрудничают с предприятиями российского военно-промышленного комплекса. Например, на Турцию, которая ранее объявила о закупке в России зенитно-ракетных комплексов С-400.
Причем надо понимать: санкционная истерия в США только набирает обороты. 22 февраля лидер демократов в Палате представителей Нэнси Пелоси направила спикеру палаты Полу Райану и лидеру республиканцев в Сенате Митчу Макконнеллуписьмо с просьбой увеличить финансирование ФБР и Министерства внутренней безопасности.
«Наиболее важные составляющие американской демократии подвергаются атакам со стороны иностранных злоумышленников, и Конгресс должен ответить на это незамедлительно», — говорится в документе. В нем называется «очевидным», что «президент России Владимир Путин и его подчиненные были вовлечены в тайную кампанию по вмешательству в выборы 2016 года в США».
В связи с этим демократы требуют выделить дополнительные $ 300 млн. «на обеспечение ресурсов для борьбы с влиянием враждебных зарубежных агентов, действующих в США». Ранее демократы внесли в Конгресс законопроект, в котором предлагается выделить $ 1 млрд. на защиту от предполагаемого вмешательства Москвы в промежуточные выборы в Конгресс, запланированные на ноябрь 2018 года.
На этом фоне администрация Дональда Трампа просто не может сидеть, сложа руки. Власти США уже создали «рабочую группу» для обеспечения безопасности грядущих выборов и борьбы с «рукой Москвы».
Что стоит за заявлением Мнучина, насколько новые санкции осложнят жизнь России?
— Стивен Мнучин как руководитель Минфина США просто обязан исполнять закон «О противодействии противникам Америки» (CAATSA), подписанный Дональдом Трампом в августе 2017 года, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Другое дело, что санкционный сюжет находится во внутриполитической повестке США, потому расследование якобы вмешательства Москвы в американское выборы будет длиться еще очень долго. Думаю, весь президентский срок Трампа пройдет под этим флагом. Причем особенный накал внутриполитический розыгрыш санкционной карты, видимо, достигнет как раз перед промежуточными выборами в Конгресс.
Москве, я считаю, в такой ситуации важно не подыгрывать оппонентам Трампа. Чересчур активная и эмоциональная реакция на санкции наших официальных лиц, я считаю, нам только вредит. Тем более, реальная уязвимость нашей экономики от западных санкций невысока.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— В начале февраля агентство Bloomberg опубликовало доклад Минфина США, который представляет собой второй документ «Кремлевского доклада». Он посвящен расширению санкций на физических и юридических лиц и отдельные отрасли в России. Так вот, в докладе делается важный вывод: ограничительные меры в отношении долговых бумаг РФ носили бы значимый характер для экономики России, но на этом рынке слишком много нерезидентов. А значит, не меньше России пострадают международные компании, и в целом это избыточно сильный и неизбирательный инструмент давления.
Замечу, по нашим собственным оценкам, американские инвесторы владеют 10% суверенного российского долга. И по логике Минфина США, удар по этим инвесторам крайне нежелателен. Это не просто создаст неудобства американским держателям, но и может вызвать турбулентность на мировом финансовом рынке.
После этого доклада ажиотаж вокруг нового пакета санкций, который готовит Минфин США, практически сошел на нет. Итогом стало решение рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) — повысить суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте со спекулятивного («мусорного») уровня «BB+» до инвестиционного «BBB-».
В ближайшей перспективе, если не произойдет неприятного «чуда», на этом направлении ожидать неблагоприятного развития событий явно не стоит.
«СП»: — Получается, санкции в отношении госдолга РФ исключены. Что остается?
— Начнем с того, что западные санкции все же наносят нам ущерб — в размере примерно 0,5% ВВП в год. Прежде всего, это связано с недоиспользованием российскими компаниями кредитного плеча на мировых финансовых рынках.
Российские компании и банки, находящиеся под санкциями, могут сейчас брать на Западе только краткосрочные кредиты — до 30 дней. А дальше нужно перезанимать, что технически возможно, но слишком неудобно и затратно.
На деле, мы теряем на этом ограничении десятки миллиардов долларов кредитных объемов в год. В результате, сокращается финансирование российских госкорпораций, а экономика РФ притормаживает.
Негативно сказываются на нашей экономике и секторальные санкции, направленные против «нефтянки» и ВПК. Правда, пока негативный эффект от санкций в отношении нефтегазового сектора компенсирует соглашение ОПЕК+. Однако эффект станет вполне ощутимым, если в течение 3?5 лет мы не проведем импортозамещения оборудования для разработки сложных нефтегазовых месторождений.
Что до ВПК, Россия остается второй на мировом рынке вооружений, и наши позиции прочные. Но из-за санкций обостряется борьба за каждый новый контракт.
Это значит, Минфин США — в теории — может попытаться усилить секторальные санкции. Вместе с тем, эти ограничительные меры для России сейчас не настолько критичны, как в 2015 году, когда введение санкций совпало с падением цен на нефть.
«СП»: — AFP сообщает, что новые санкции затронут персон из открытой части «Кремлевского доклада». Это отразится на нашей экономике?
— Замечу, есть еще закрытая часть списка, в которой, по экспертным оценкам, более 800 имен. И через 30 дней санкции, вероятно, будут расширены в отношении нескольких десятков фигурантов из обоих списков. Для кого-то из них эти меры окажутся болезненными, для других — нет. Но в целом такое расширение санкций вряд ли затронет российскую экономику.