Материал комментируют:
Игорь Юшков
Расторжение контрактов между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» может занять до двух лет. Об этом заявил глава российской компании Алексей Миллер на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
Миллер напомнил, что «Газпром» был вынужден начать соответствующую процедуру расторжения контракта после решения Стокгольмского арбитража, которое создало дисбаланс интересов сторон. Россия, согласно этому решению, обязана выплатить Киеву 2,6 миллиарда долларов.
При этом Миллер подчеркнул, что в настоящее время именно Киев должен доказывать целесообразность продолжения транзита газа в Европу по украинскому маршруту.
Глава «Газпрома» отметил, что конфликт российской компании и украинского «Нафтогаза» пока не представляет угрозы для поставок голубого топлива в Европу.
«Мы уже подали апелляцию в Стокгольмский арбитраж по контракту на поставку газа на Украину, до конца марта будет подана апелляция по контракту на транзит и инициирована процедура расторжения контрактов в установленном порядке», — пояснил Миллер.
При этом он выразил надежду на то, что в рамках новых разбирательств Стокгольмский арбитраж исправит возникший дисбаланс интересов сторон.
В свою очередь, глава кабмина назвал действия «Газпрома» нормальным правовым путём прекращения договорных отношений.
Характерно, что днём ранее заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк заявила, что американские компании готовы конкурировать с Россией на рынке газа в Европе.
В кулуарах энергетической конференции, которая проходила в Атлантическом совете, она обратила внимание, что США уже конкурируют с Россией как экспортер сжиженного природного газа и экспортер нефти на глобальном рынке. Теперь американские компании готовы конкурировать и на рынке Евросоюза. По ее словам, у США существуют уже 30 FSRU (плавучих установок для хранения и регазификации) для этих целей.
— Миллер помимо прочего предупреждает Украину от несанкционированного отбора газа, идущего через территорию Украины в Европу, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Поскольку в этом случае, скорей всего, будет полностью прекращена поставка газа в «незалежную». Нечто подобное уже было в 2009 году.
Украинцы это понимают. Поэтому пока они заявляют не о том, что будут арестовывать имущество «Газпрома» на Украине (а из имущества там остался в основном как раз идущий транзитом газ), а о том, что будут подавать иски в европейские суды, чтобы уже там арестовывался российский газ. Таким образом, у Киева есть шансы взыскать с России тот штраф, который наложил на «Газпром» Стокгольмский арбитражный суд. Поскольку решения Стокгольмского арбитража в ЕС признают.
«Нафтогаз», можно сказать, на собственной шкуре познал эффективность такого механизма. Буквально в декабре 2017 года итальянская газовая компания подала в иск суд Словакии о том, чтобы взыскать с украинского концерна те средства, которые он им задолжал. В результате тот газ, который Украина купила по реверсу из Европы, был арестован и переправлен в Италию. Нечто подобное теперь Киев, видимо, будет пытаться делать с российским газом, пока не наберётся арестованного имущества «Газпрома» на 2,6 миллиарда долларов. Причём не факт, что отсуживать будут только газ, поскольку у «Газпрома» в Европе есть и другое имущество.
Этот сценарий вполне реален.
«СП»: — То есть средств обезопасить российский газ нет?
— Я думаю, что «Газпрому» было бы логично выплатить часть той суммы, которую требует пусть и необъективное решение Стокгольмского суда, а потом уже подавать апелляцию на пересмотр прежнего решения.
Не думаю, что Украина пойдёт на то, чтобы арестовывать российский транзитный газ на своей территории, поскольку таким образом она вызовет недовольство европейцев, до которых этот газ будет не доходить. Это довольно сильно ударит как по самой Украине, так и по европейцам.
«СП»: — Может быть, проще было не заявлять о разрыве контракта с «Нафтогазом», а дотянуть до его окончания в 2019 году?
— Я думаю, что «Газпром» надеется в трёхстороннем формате отношений, подключив Евросоюз, выработать новые контракты, приемлемые для России. Дело в том, что и после 2019 года некий контракт о транзите российского газа через Украину будет нужен. «Нафтогаз» со своей стороны надеется, что удастся заблокировать «Северный поток-2» и Россия вынуждена будет продолжать поставки в Европу через территорию Украины и после 2019 года. А это значит, что понадобится контракт по транзиту на длительный срок. «Газпром» же исходит из того, что даже если и «Северный поток-2», и «Турецкий поток» будут построены и заработают на полную мощь, всё равно какой-то небольшой объём газа можно будет прокачивать через территорию Украины при приемлемых ценах на транзит.
«СП»: — США всё более настойчиво говорят о том, что Европе пора перейти на американский сланцевый газ. Не получится ли так, что пользуясь разрывом контракта на транзит газа в Европу, Киев по указке Вашингтона, возьмёт и перекроет трубу в Европу?
— Я думаю, что европейцы наоборот постараются повлиять на США, чтобы американцы в свою очередь убедили Киев не делать резких движений в этой области.
Конечно, теоретически можно представить, что Киев начнёт отбирать российский газ, идущий в Европу, в счёт присуждённого Стокгольмским арбитражем штрафа. «Газпром» в ответ может прекратить поставку. И тогда у США опять будет повод сказать Евросоюзу — смотрите, какой Россия ненадёжный поставщик.
Европейцы в итоге могут сократить закупки газа из России и увеличить закупки СПГ из других стран. Таким образом, сжиженный природный газ на европейском рынке подорожает и американский сланцевый СПГ вполне можно будет продавать сюда, а не в Азию, где цены традиционно выше. Таким образом необходимость в «Северном потоке-2» отпадёт. Через Украину будет проходить порядка 40 миллиарда кубометров газа в год, вместо нынешних 90 миллиардов. Американцы получают новый рынок сбыта, а за всё платят европейцы. Поскольку цены на газ для них значительно вырастут, что не может не сказаться на конкурентоспособности экономики ЕС.
Но это маловероятный сценарий.
— «Газпром», расторгая контракт с «Нафтогазом», пытается избежать штрафов за 2018 и 2019 годы, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Поскольку в эти годы он, согласно решению Стокгольмского арбитража должен прокачивать через Украину по 110 миллиардов кубометров газа. В противном случае, будут наложены новые штрафные санкции. Но эта ситуация российскую компанию категорически не устраивает.
Стокгольмский суд принял крайне необъективное решение, но, к сожалению, в контракте 2009 года указано, что и «Газпром», и «Нафтогаз» признают верховенство шведского арбитража. Поэтому остаётся только надеяться, что следующее решение будет хотя бы не столь одиозным.
При этом я вижу, что и российская, и украинская сторона пока ведут себя довольно спокойно, стараясь не пугать европейцев. Речь о новой «газовой войне» по типу той, что была в 2009 году, пока не идёт. Все уже прошли через это и не хотят повторения.