Материал комментируют:
Михаил Александров
13 марта глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося, что Россия ответственна за трагедию. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведется непрофессионально и намеренно затягивается.
В тот же день в ряде российских военных блогов появилась новая версия катастрофы лайнера. По ней, МН17, летевший маршрутом Амстердам — Куала-Лумпур, якобы должен был столкнуться в небе над Польшей с российским «бортом №?1» президента РФ Владимира Путина. Путин в то время как раз возвращался из Бразилии после турне по странам Латинской Америки. «Столкновение двух летательных аппаратов, масса каждого из которых достигала 300 тонн, не оставляло ни времени, ни шансов на спасение главного пассажира», — указывают блогеры.
Покушение, согласно версии, сорвалось по двум причинам:
— неоднократный перенос отлета Ил-96?300 («борт №?1»);
— затрудненное определение цели из-за того, что по маршруту последовательно летело несколько самолетов авиакомпании «Россия».
Косвенно на готовящееся покушение, по мнению авторов версии, указывает факт, что вылет МН17 из Амстердама задерживали — якобы для синхронизации с графиком Ил-96?300.
В итоге дело окончилось неудачей — самолеты разошлись над Польшей с зазором в полчаса. Согласно версии, «Boeing перед вылетом был доработан для обеспечения гарантированного перехвата контроля в полете внешним контуром управления и наведения на заданную цель при помощи автоматики и дистанционного управления». Из-за этого якобы и потребовалось уничтожить лайнер — чтобы «убрать» следы доработок, которые были бы обнаружены по прилету в Малайзию.
Эту задачу, предполагают блогеры, координаторы операции возложили на украинских партнеров, но об истинной цели в известность их не поставили. «Поэтому ПВО в районе Донецка была приведена в повышенную боеготовность за несколько дней до окончания встреч в Латинской Америке, а пик работы ее пришелся на 17 июля, после чего был зафиксирован резкий спад активности», — отмечают авторы.
«ЗРК „Бук“ был выбран потому, что ополчение захватило умышленно оставленную ВСУ неработоспособную установку и использовало ее для демонстрации силы, возя по Донецкой области. Попадание ЗУР и падение самолета на территории, контролируемой Украиной, позволили бы обеспечить реализацию желаемой легенды и затем провести расследование катастрофы в нужном русле, как и в случае столкновения в воздушном пространстве Польши. Нетрудно догадаться, учитывая болезненную реакцию поляков на катастрофу под Смоленском Ту-154М с президентом Лехом Качиньским, как проходило бы такое расследование», — резюмируют блогеры.
Напомним: российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации — отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ.
Насколько реальной выглядит версия с покушением, почему расследование катастрофы MH17 намеренно заводят в тупик?
— Катастрофа МН17 снова оказалась в центре внимания, потому что в конце февраля Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, собирают останки жертв. Тем не менее, несмотря на незавершенность следствия, Гаага «ведет подготовку к началу судебного процесса».
Это затягивание расследования порождает различные конспирологические версии. Но версия, что малайзийский Boeing 777 должен был столкнуться с российским «бортом №?1», представляется мне совершенно невероятной.
Технически невозможно гоняться на Boeing за самолетом российского президента, который летит по особому коридору, и выбирает один маршрут из нескольких. Кроме того, раз столкновения в небе над Польшей, как якобы планировалось, не произошло — какой смысл МН17 сбивать?
Доводы, что это необходимо для уничтожения какой-то аппаратуры, позволяющей управлять лайнером дистанционно, выглядит крайне неубедительно.
В целом, в версии с покушением нет логики. Я просто не вижу возможностей подобную операцию организовать.
Куда правдоподобнее версия, что западные спецслужбы организовали операцию по сбиванию Boeing 777 с целью «повесить» катастрофу на Россию. Это напоминает инцидент 1983 года с южнокорейским Boeing 747, который по неизвестной причине отклонился от курса, вошел в закрытое воздушное пространство СССР, пролетел над Камчаткой, и был сбит советским истребителем неподалеку от Сахалина.
Напомню, по версии бывшего высокопоставленного сотрудника японской разведки Ёширо Танака, американские спецслужбы специально направили южнокорейский лайнер в советское воздушное пространство, чтобы выявить засекреченные объекты в системе ПВО СССР.
Западные спецслужбы, замечу, часто действуют по шаблону. Поэтому в южнокорейский сценарий с Boeing 777 я верю, а в покушение — нет.
«СП»: — 12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в атаке на малайзийский Boeing. Это якобы бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчиненный Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачев. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Почему эти «сенсационные разоблачения» возникли именно сейчас?
— Очередной всплеск истерии вокруг России вообще, и вокруг катастрофы МН17 в частности, связан, я считаю, с президентскими выборами в РФ. Парадокс заключается в том, что подобные «наезды» только стимулируют сограждан сплотиться вокруг лидера.
Да, Запад использует нынешнее обострение отношений с Россией, чтобы оказывать давление на ряд высокопоставленных фигур в российской элите. Но проблема в том, что эти фигуры на результаты президентских выборов повлиять не могут, как не могут организовать в РФ «цветной» переворот.
«СП»: — Чем все-таки закончится расследование катастрофы МН17?
— Голландия, я считаю, будет и дальше откладывать момент завершения расследования. Сказать правду о том, что произошло в небе над Донбассом, они не могут. Но и открыто врать опасаются.
В малайзийском Boeing 777 летело много голландцев, а судебная система в Нидерландах относительно независимая. Если голландские власти сейчас соврут, а потом правда выплывет наружу, против целого ряда голландских политиков, которые санкционировали вранье, будут возбуждены уголовные дела.
В результате, никто в Голландии не хочет брать ответственность за вранье. Но и подставлять общую политику Запада в отношении Украины они опасаются.