Лидер протестного движения в Армении Никол Пашинян намерен во что бы то ни стало занять пост премьер-министра страны. После провалившегося избрания 1 мая оппозиция устроила тотальный транспортный коллапс по всей Армении. Новое голосование назначено на 8 мая. Чем обернется для Армении очередной провал Пашиняна и что будет, если он все-таки добьется своего?
«Если парламентские фракции не изберут меня, то не изберут никого!» - грозил Пашинян накануне голосования. По мнению Пашиняна, он – народный премьер, которого выдвинули люди, и в случае невыполнения народной воли оппозиция готова на более жесткие действия. Так и случилось. После того, как парламентское большинство отклонило кандидатуру Пашиняна на пост премьера, кризис в Армении лишь обострился. Сторонники оппозиции, ведомые своим лидером, заблокировали улицы Еревана. Не работал также метрополитен, а на значительной территории страны полностью встало железнодорожное сообщение. В результате блокады людям приходилось преодолевать путь длиной более чем в 10 километров от столичного аэропорта «Звартноц» по жаре пешком, поскольку около двух десятков оппозиционеров перекрыли дорогу, ведущую в Ереван.
Результат голосования, в общем-то, сюрпризом не стал. Парламентское большинство по-прежнему за партией власти, лидером которой до сих пор является ушедший под давлением в отставку бывший премьер, а некогда – и президент Серж Саргсян. И это несмотря на то, что республиканцы не выдвигали кандидата со своей стороны, а Саргсян заявлял, что партия не будет «вставлять Пашиняну палки в колеса».
Главный камень преткновения – планы Пашиняна выйти из Евразийского экономического союза. Именно это и стало причиной того, что депутаты от Республиканской партии решили не отдавать свой голос в поддержку оппозиционера-шантажиста. Также свою роль сыграл тот факт, что у Пашиняна нет необходимого опыта для того, чтобы возглавлять правительство. Впрочем, самого Пашиняна это не смущало.
Блокада, к слову, продлилась недолго: вечером того же дня Пашинян призвал своих сторонников разблокировать улицы. Для того, чтобы продемонстрировать силу, непродолжительного транспортного коллапса вполне хватило, а вот устраивать полноценную революцию никто не желал. По крайней мере, пока…
В стремлении встать у руля страны Никол Пашинян даже изменил свое мнение насчет членства Армении в ЕАЭС. «Мы считаем Россию стратегическим союзником, наше движение не создает для этого угроз. В случае выбора меня Армения останется членом ЕАЭС и ОДКБ», – заявил он, подчеркнув, что Москва останется стратегическим союзником Еревана. Возможно, именно так он пытается склонить на свою сторону тех депутатов, которые проголосовали против него, а перевес, к слову, был не столь уж и большим: 45 «за» и 56 «против». Также Пашинян пообещал, что не будет бороться за власть при помощи силового сценария – хотелось бы надеяться, что от этих своих слов он не откажется.
Вряд ли отказ от выхода из ЕАЭС и ОДКБ свидетельствуют о зрелости Пашиняна как политика: подобные заявления продиктованы лишь стремлением поскорее занять желанное кресло. Если кандидатура премьера не будет утверждена 8 мая – страну ожидают внеочередные парламентские выборы, а значит, кризис затянется, и кто знает, к чему он может привести. Судя по всему, Никол все же получит необходимое количество голосов. Это на руку и правящей партии: в случае провала его программы (которую он так и не предложил на суд общественности, ограничившись лишь общими лозунгами), Пашиняну уже никакие забастовки не помогут.