14 мая на полях саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Сочи состоялась встреча президента РФ Владимира Путина и нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна, главного героя масштабной апрельской акции протеста в центре Еревана. Переговоры двух лидеров были, пожалуй, самым ожидаемым событием весьма протокольного мероприятия, коим является встреча глав стран-членов ЕАЭС.
От бунтаря до «русофила»
Экс-оппозиционер Пашинян вступил в должность 8 мая, найдя со второй попытки поддержку части депутатов от правящей Республиканской партии, которая подконтрольна предшественнику Сержу Саргсяну. В бытность журналистом и бунтарем Пашинян прославился прозападными высказываниями и критическим отношением к доминирующей роли России в армянских делах.
Добровольный уход Саргсяна с поста премьера (хотя, согласно конституционной реформе, глава правительства Армении фактически получил полномочия президента), «сдержанная» реакция Москвы на «полумайдан» в Ереване и двойственная позиция Республиканской партии невольно наталкивают на мысль о согласованном с Кремлем характере передачи власти в руки Пашиняна.
В конце апреля, когда Саргсян снял с себя полномочия, лидер протеста мгновенно сменил гнев на милость, понимая, кому он обязан своим триумфом. В первых заявлениях Пашинян оговорился, что Ереван не собирается выходить из ЕАЭС и ОДКБ. Таким образом, нынешний (а тогда — еще будущий) премьер вступил в противоречие с позицией фракции «Елк», одним из лидеров которой он является. Как известно, это парламентское объединение настаивает, что солнечную Армению насильно втянули в пророссийский ЕАЭС.
Но совсем «неприличное» заявление Пашинян сделал, приехав в Сочи на саммит евразийского союза: «Несомненно также, что армяно-российские отношения будут более братскими. И я убежден, что наши встречи будут эффективными. Следовательно, Боже, храни Российскую Федерацию, Боже, храни Республику Армения, да здравствует армяно-российская дружба».
От былой либеральной гордости Пашиняна не осталось и следа. Премьер фактически признал определяющую роль РФ для Армении и попутно призвал российских бизнесменов, в том числе армянского происхождения, начать вкладывать деньги в экономику страны.
Радушие Пашиняна к Москве легко объяснить объективными обстоятельствами. Заявлять на улице про засилье коррупции и нищету можно сколько угодно, совсем другое дело — разработать реальную программу экономического роста и повысить уровень жизни граждан. И здесь Пашинян, видимо, понял, что без поддержки РФ экономика Армении обречена, и он сам не простоит у руля страны пары месяцев.
В принципе о том же самом во время протокольного общения экс-бунтарю напомнил Владимир Путин: «Вы знаете, что Россия остается ведущим торгово-экономическим партнером Армении — это более 25%. Российские капиталовложения составляют где-то 35 % всех иностранных инвестиций в Армению. У нас за последнее время наблюдается рост товарооборота — тоже где-то на 25%. И опережающим темпом растут поставки сельскохозяйственной продукции Армении на российский рынок: рост составил за предыдущие месяцы 38%».
Если переводить озвученную Путиным экономическую статистику на язык большой политики, то президент РФ намекнул Пашиняну на то, чтобы тот оставил свои прозападные замашки. Россия является безальтернативным союзником, партнером и инвестором одновременно. Этот статус Москвы пересмотру не подлежит, остальные вопросы — предмет для дискуссии. Небольшое закавказское государство интересно России больше чем кому-либо еще.
«Не было бы никакой Армении»
Ранее аналогичную мысль, но в более грубой и эмоциональной форме выразил в эфире радио «Комсомольская правда» известный журналист, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Он недвусмысленно рассказал о том, что вызывает раздражение русского человека в отношении Армении. И если быть до конца откровенным, то неполиткорректное недовольство, выраженное устами Леонтьева, справедливо по отношению ко всему постсоветскому пространству.
Прежде всего, под прицел державника Леонтьева попала пресловутая «многовекторность» — основная внешнеполитическая доктрина бывших союзных государств. «Многовекторность», по мнению журналиста, создает предпосылки для того, чтобы Армения повернулась в сторону Запада, то есть, по сути, предала Россию.
«Не предаст, так и слава Богу, мы от своих обязательств, исторических, моральных и геополитических, отказываться ради прагматической выгоды не будем (иначе давно бы это сделали). Вы спросите, а почему мы вообще поднимаем вопрос об этом? А потому что хорошо знаем к чему приводят приходы улицы к власти. А также смотрите недавнюю историю Украины. Рады будем ошибиться в опасениях», — сказал Леонтьев.
Журналист упрекнул организации, которые объединяют армян, проживающих на территории РФ (почти все они граждане РФ), в том, что они игнорируют национальные интересы своего государства, то есть России. По его словам, «стремление видеть нашу Родину Россию великой и процветающей» должно быть их первоочередной целью.
Но наибольший резонанс вызвали утверждения Леонтьева о том, что «без поддержки России не было бы никакой Армении». Также журналист отметил, что «Армения является для России обременением», а все несогласные с политикой Москвы могут «катиться колбаской».
В ответ на данное высказывание у здания редакции «Комсомолки» собрались десятки представителей армянской общины с требованием к Леонтьеву извиниться за «резкие и неуместные» выражения. Конечно, обошлось без насилия и провокаций (не в пример инцидента с якобы «оскорблением» ингушского народа). Но журналист решил принести извинения, и удивительным образом это произошло накануне визита Пашиняна в Сочи.
«Да, Михаил Леонтьев написал письмо Николу Пашиняну, принес извинения премьеру за свой чрезвычайно эмоциональный и непозволительный комментарий. Он признал, что разногласия в политических подходах никоим образом не могут быть оправданием грубости и резкости его высказываний. Он также подчеркнул, что беспардонная эмоциональность была вызвана исключительно его обеспокоенностью судьбой Армении, которую он считает исторически верным союзником России», — говорится в сообщении пресс-службы главы правительства (цитата по «Арменпресс»).
«Там были «чересчур эмоциональные и не совсем корректные комментарии». Вот так. Там, могу добавить, было сказано, что никакие различия во взглядах на те или иные события не могут оправдать резкости и некорректности… Я никакой реакции не жду. Я просто считаю, что я исправил ошибку. Это, действительно, легитимно избранный премьер-министр союзной нам страны», — прокомментировал Леонтьев ситуацию «Комсомольской правде».
Кормилица-Россия
Оставим в стороне причины того, почему Леонтьев пошел на попятную (они слишком очевидны, учитывая работу в «Роснефти») и попробуем понять, в чем же он не прав. Разве экономически стабильная Армения, Украина или любая другая страна постсоветского пространства действительно нужна Западу? Разве у ЕС или США есть желание вкладывать деньги в промышленность и сельское хозяйство бывших союзных республик?
Наши союзники и «партнеры» по СНГ, ЕАЭС, ОДКБ предпочитают воздерживаться от ответа на неприятный для них вопрос и пичкают своих граждан бреднями про важность укрепления сотрудничества Европейским Союзом и западными институтами.
Также власти постсоветских республик любят прославлять свою «многовекторную дипломатию», которая необходима лишь для того, чтобы демонстрировать Москве готовность перебежать на сторону Запада, даже если это будет выстрелом в ногу и экономическим самоубийством (пример Украины перед глазами).
При этом к России, которая, как и во времена СССР, фактически кормит «братские народы», формируется в большей степени потребительское отношение. Это касается, как мы видим, самых близких России стран, которые вроде бы не пляшут на общей исторической памяти, — Белоруссии, Казахстана, Армении. Есть опасения, что поэтапно власти этих республик строят национальные государства, где не будет места нетитульным нациям, и в первую очередь — русским. Но что же будет с государственностью «братских народов», если однажды русская щедрость закончится?