На Украине крайне негативно отреагировали на открытие автодорожной ветки Крымского моста. Причины очевидны: за почти 27 лет независимости Киев не построил ни одного крупного инфраструктурного объекта, если не учитывать реконструкцию аэропортов и нескольких дорог к ЧЕ-2012. А тут такое событие в жизни России, да еще и на «оккупированной территории».
На украинском ТВ с момента объявления о строительстве (2015) транслировалась фейковая информация по поводу того, что Россия не найдет денег и не сможет реализовать грандиозный проект из-за технологической отсталости. Когда русские начали строить мост (2016), из администрации Петра Порошенко был спущен «темник», что транспортный переход непременно рухнет.
Сейчас украинские медиа пытаются убедить население, что Крымский мост наносит непоправимый ущерб флоре и фауне Азовского моря (хотя все экологические стандарты строго соблюдаются). Наиболее отъявленные пропагандисты утверждают, что русские, дескать, совсем глупые. Ведь Крым обязательно вернется в состав Украины, и потому мост непременно достанется победителям.
«Вражеская инфраструктура»
Однако нашлось место заявлениям, которые могут послужить поводом для возбуждения уголовного дела в силу их откровенно террористического характера. 21 мая в эфире канала 112 депутат Верховной рады, экс-заместитель командира батальона «Азов» Игорь Мосийчук назвал мост «вражеской инфраструктурой» и сообщил о готовности его взорвать.
«Почему вражеская — потому что она соединяет оккупированную территорию с материковой частью страны-агрессора. Конечно, при освобождении Крыма, при дальнейшей деоккупации, это — стратегический объект. Любая нормальная страна мира, которая находится в состоянии войны за свою территорию, за своих людей, конечно, стремится уничтожить вражескую инфраструктуру — мост, железнодорожный пункт, аэропорт», — сказал Мосийчук.
Депутат не стал конкретизировать свои планы, но отметил, что принял бы решение об уничтожении Крымского моста, будучи в должности министра обороны.
Брызжа слюной, Мосийчук часто прибегает к агрессивным выпадам в адрес России, ополчения и тех, кого он на Украине считает «сепаратистами». Почти все угрозы остаются словами. Достаточно вспомнить его вызов Рамзану Кадырову в декабре 2014 года, когда он бесстрашно расстрелял из СВД портрет главы Чечни.
Тем не менее, Мосийчук нередко выражает намерения, царящие в среде украинских радикалов. Мало, кто мог поверить, что «свидомый» патриот Украины, «мирный» режиссер Олег Сенцов способен организовать серию терактов на полуострове. Неприятные для России сюрпризы произошли и в последующие годы.
В конце 2015 года националисты и татарские активисты подорвали в Херсоне опоры линий электропередач, лишив полуостров на несколько недель света. В августе 2016 года произошел первый бой российских пограничников с украинскими диверсантами, в ходе которого были убиты подполковник ФСБ Роман Каменев и ефрейтор ВС Семен Сычев.
Регулярно в Крыму задерживаются украинские шпионы, которые собирают информацию о военной инфраструктуре РФ. Некоторые из задержанных оказываются потенциальными террористами. Их главная цель — подрыв гражданских и инфраструктурных объектов. Киев рассчитывает посеять панику среди крымчан, и вызвать у жителей полуострова недовольство «оккупационной властью».
21 мая ФСБ сообщила о пресечении деятельности экстремисткой группировки в составе бывших спортсменов Стешенко и Третьякова. Организаторами ячейки является Эрол Велиев, помощник депутата Верховной рады Украины Мустафы Джемилева, который находится в розыске. Поддержку действиям экстремистов оказывала СБУ.
С моря и воздуха
Полноценная информация о том, как организована система защиты Крымского моста – отсутствует. Однако такой подход силовых ведомств РФ объясняется вполне понятными соображениями: потенциальный агрессор не должен знать каких-либо подробностей и деталей.
Из открытых данных следует, что охрана 19-километрового автомобильного полотна обойдется в 54 миллиона рублей в год. Под контролем и наблюдением будут находиться все подъезды к мосту и непосредственно переход через Керченский пролив. Эта задача, по сообщению ТАСС, возложена на ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
В настоящее время Госдума рассматривает отдельный законопроект, посвященный обеспечению безопасности акватории, прилегающей к Крымскому мосту. Эту важную функцию отдадут Росгвардии. В октябре 2017 года директор Росгвардии Виктор Золотов заявил, что для защиты моста будет сформирована морская бригада.
По информации СМИ, в составе подразделения будут действовать боевые аквалангисты, заточенные на борьбу с диверсантами. В приоритете боевых пловцов будет охрана опор моста и обезвреживание боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Аквалангистов вооружат стрелково-гранатометными комплексами АДС.
Также известно, что гвардейцы получат быстроходные противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок», оснащенные гидроакустическими станциями, различные средствами наблюдения и подводные беспилотники для мониторинга морских глубин.
Как уточняют «Известия», Крымский мост будут оберегать аппараты «Пингвин» разработки научно-производственной группы «МАКО». Беспилотник способен не только вести наблюдение, но и обнаруживать под донным грунтом взрывные устройства. «Пингвин» может погружаться на глубину до 500 метров и работать в автономном режиме в течение шести часов.
Аппарат оснащен миниатюрным гидролокатором «Гидра» научно-производственной фирмы «Экран». «Гидра» передает на пульт оператора высококачественную картинку изображения дна на расстоянии сотен метров, отметил гендиректор компании-разработчика Владимир Трусилов. По его словам, локатор позволяет с точностью идентифицировать морские объекты.
Военные эксперты полагают, что Крымский мост будет непременно прикрыт средствами ПВО/ПРО. С этими задачами могут справиться модернизированные варианты зенитных ракетных комплексов «Бук» и «Тор». Вполне вероятно, что для выполнения этих задач в Вооруженных силах РФ появится новое подразделение.