Материал комментируют:
Борис Шмелев
Павел Салин
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян призвал Запад ввести санкции в отношении российских портов на Черном море из-за «эскалации обстановки» на Азове. По словам чиновника, украинская сторона целенаправленно работает для достижения этой цели, и принятие резолюции Европарламентом о ситуации в Азовском море стало «первой ласточкой», за которой могут последовать полномасштабные санкции.
«Последние заявления Госдепартамента США, Европарламента и Еврокомиссии не являются случайностью, это результат работы украинской власти, донесения правдивой информации к нашим партнерам по антироссийской коалиции. Я искренне надеюсь, что следующим этапом реакции будет введение санкций в отношении российских черноморских портов», — заявил Омелян.
Напомним, что Европарламент 25 октября одобрил резолюцию с призывом ужесточить санкции против России, если ситуация в Азовском море обострится. Парламентарии потребовали от Российской Федерации «немедленно прекратить интенсивные и дискриминационные инспекции судов и рассмотреть, в случае необходимости, соответствующие контрмеры», а также предложили назначить «спецпосланника по Крыму и Донбассу», который будет следить за ситуацией в регионе.
Хотя с юридической точки зрения резолюция ничем не подкреплена, так как Азовское море законодательно считается внутренними водами России и Украины, и все разногласия должны решаться в двустороннем порядке между странами, юрист-международник Валерий Ванин призвал внимательно отнестись к этому документу. Первые санкции после присоединения Крыма к России также не выглядели серьезными, а четыре года спустя превратились в ограничения во всех сферах. Эта резолюция также может заложить основу под дальнейшие санкции Запада, уже за ситуацию в Азове, которую сама же Украина и обостряет.
Напомним, что она ухудшилась после задержания украинскими пограничниками российского траулера «Норд» с крымской командой на борту в марте 2018 года. Киев выдвинул против капитана обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам», а от членов экипажа требует признать себя гражданами Украины, а не РФ. В августе в Херсоне был задержан российский танкер «Механик Погодин». В ответ на эти действия Россия ужесточила досмотры украинских судов в Азовском море, но в рамках действующего законодательства, однако Киев этим недоволен.
Несмотря на свои действия, украинская сторона не собирается денонсировать соглашения с Москвой о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. Но не потому, что хочет соблюдать их, а напротив, как пояснила замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, «когда мы продолжаем настаивать на том, что его необходимо денонсировать, мы, в принципе, собираемся подтвердить позицию россиян относительно того, что это соглашение действует».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя резолюцию Европарламента, заявила, что тема Азовского моря — очередная пропагандистская карта, которая разыгрывается Западом. Но предыдущие пропагандистские карты, будь то вмешательство в американские выборы или «дело Скрипалей», были разыграны весьма успешно. Учитывая резолюцию Европарламента и заявления представителей Госдепа США о том, что Россия якобы обостряет ситуацию в Азовском море, санкции против российских портов не кажутся такими уж нереальными.
Спровоцировать их могут потенциальные совместные учения украинских ВМС и сил НАТО в Азовском море. Киев уже объявил о том, что собирается в скором времени провести такие маневры в азовской акватории. Глава Республики Крым Сергей Аксенов в интервью отметил, что Россия не допустит натовские корабли в свои внутренние воды.
«Никаких кораблей НАТО в Азовском море не будет. Наша страна будет жестко и последовательно отстаивать свои национальные интересы, в этом ни у кого не должно быть сомнений», — сказал Аксенов. Чем не повод для новых санкций?
Заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв считает, что России нужно готовиться к худшему, потому что в нынешних условиях санкции против российских черноморских портов не исключены.
— Отношения между Украиной и Россией находятся в состоянии «холодной войны», и Киев ищет все новые поводы для обострения. Одним из таких поводов является ситуация в Азовском море. Хотя существует целый ряд договоров между Россией и Украиной о взаимоотношениях в этом регионе. Азовское море рассматривается, как внутреннее море России и Украины, в соглашениях определены и территориальные воды каждой из стран, и зоны общего пользования, регулируется проход судов через Керченский пролив и так далее.
Но Украина сознательно обостряет отношения с Россией в регионе и подключает к этому Евросоюз. Европарламент уже принял резолюцию о возможном введении санкций против Москвы из-за ситуации в Азовском море.
«СП»: — Что это могут быть за санкции? Украинский министр сказал о санкциях против российских портов, реально ли это?
— Это вполне могут быть санкции, связанные с тем, чтобы запретить европейским странами направлять в эти порты свои суда. Возможно даже, что судам, которые будут заходить в российские черноморские порты, будет потом запрещено заходить в европейские порты. Причем это может касаться и российских судов. То есть возможен очень широкий набор мер, с которыми России придется считаться.
Это приведет к дальнейшей эскалации отношений между Украиной, Россией и Западом. Но Киеву именно это и нужно, потому что в следующем году состоятся президентские выборы. Президенту Порошенко обострение выгодно, так как оно отвлекает внимание от больших внутренних проблем, создает ему имидж борца за независимость Украины в глаза антироссийских избирателей.
А добиваясь поддержки от Европы, он создает основу для взаимодействия с ней. В экономическом плане выстраивать отношения с ЕС пока не очень получается, поэтому он все переводит в плоскость политики. Но Минские соглашения подвисли, нормандская четверка фактически распалась, и нужен новый повод для совместной политической деятельности. Таким поводом сейчас становится Азовское море.
Если учесть, что и США обещают новые санкции, ситуация может стать еще более напряженной. Возможно, что-то изменит намеченная на 11 ноября встреча Владимира Путина и Дональда Трампа, но лично я в этом сомневаюсь. Нужно быть готовыми к новым вызовам и думать, как на них ответить. Россию ставят в такое положение, когда вольно или невольно нужно переориентироваться на Восток — на Китай, на Тихоокеанский регион. Там в нынешних условиях больше пространства для маневра.
«СП»: — Но ведь российские черноморские порты — крупные логистические центры. Тот же Новороссийск — пятый по грузообороту порт в Европе. Запрет на заход в них не ударит по самим европейцам?
— Безусловно, тем самым европейцы тоже создадут себе проблемы. Но это тот случай, когда интересы политики выше экономики, и Запад проводит курс по принципу «назло бабушке отморожу себе уши». Мы можем надеяться на лучшее, но готовиться должны к худшему варианту санкционной политики Запада, чтобы иметь возможность своевременно на нее отреагировать.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что без давления США европейцы не пойдут на такие санкции.
— Не уверен, что европейцы будут содержательно реагировать на ситуацию в Азовском море. Они хотят забыть про российско-украинский конфликт, и никак свою позицию не обозначать. Изменение геополитического баланса после присоединения Крыма к России и строительства Крымского моста — это очень большая проблема для Украины. Но неофициальная позиция европейцев по факту заключается в том, что это проблемы Киева, которые их не касаются. Украинские власти могут делать заявления, но влезать в эту историю Европа не будет.
«СП»: — А как же резолюция Европарламента?
— Это только резолюция. Если же говорить об экономической реакции, я не думаю, что ЕС пойдет на реальные санкции против российских портов. Европейские санкции против России принимались под давлением США, и из-за этого не могут быть отменены, несмотря на то, что причиняют убытки и странам ЕС.
По Азовскому морю четкой позиции США нет, и вряд ли она появится. У них на носу выборы, и поводом для новых ограничений станет, скорее, «российское вмешательство» или другая тема, более понятная их избирателям. В отношении Азова могут последовать заявления об осуждении, но без конкретики, поэтому и европейцы в эти процессы втягиваться не будут. Любые экономические санкции будут бить по самой Европе, а им достаточно и уже действующих ограничений.
«СП»: — Что, если Украина попытается провести учения НАТО в акватории Азовского моря?
— Эта ситуация несет более реальную угрозу. Неизвестно, как НАТО отреагирует на эту инициативу Киева. Они критикуют нас за активность в Балтии или за учения в Белоруссии, поэтому могут попытаться отреагировать ассиметрично и провести учения в Азовском море. Но это шаг не экономический, а военно-политический, и к санкциям против портов отношения не имеет.
Санкции: В Минобороны считают, что санкции идут России на пользу
Новости международной политики: Сечин обвинил США в произволе