Материал комментируют:
Николай Азаров
Ростислав Ищенко
О проблемах возможного дефицита нефтепродуктов на Украине должны думать не в России
Прекращение поставок российских нефтепродуктов на Украину может привести к катастрофическим последствиям для «незалежной». Об этом заявил OBOZREVATEL эксперт украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. По его словам, почти 60% поставок топлива на Украину приходится на Россию.
«Если действительно Россия прекратит поставки, то у нас наступит коллапс в секторе нефтепродуктов, и он может длиться до полугода, пока ситуация стабилизируется и рынок переориентируется», — считает он.
При этом эксперт напомнил, что подобная ситуация была, когда сократились поставки нефтепродуктов из России и Белоруссии. Это привело к росту цен на бензин.
«Мы просто не успеем быстро переориентироваться, и для нас это обычно будет коллапсом на рынке нефтепродуктов. На других рынках может и не быть достаточных дополнительных объемов, чтобы быстро перекрыть наш дефицит. В таком случае даже сложно спрогнозировать, до какого предела вырастет цена на нефтепродукты и как изменятся цены. И это будет катастрофическим ударом», — уверен Корольчук.
Напомним, в октябре Россия остановила поставки в Белоруссию бензина, мазута и дизельного топлива, так как посчитала, что Минск обеспечивает себя нефтепродуктами полностью, а закупаемое топливо перепродает Украине. В результате, цены резко выросли: по данным специалистов, в некоторых регионах «незалежной» почти на 23%.
Вместе с тем, Корольчук полагает, что Россия все-таки заинтересована в поставках нефтепродуктов и газа на Украину, так как это приносит убытки и российским компаниям. Он отметил, что за последние 4 года сотрудничество двух стран в плане экспорта российского дизтоплива, бензина и газа выросло.
Впрочем, проблемы ждут Украину не только с бензином и дизтопливом, но и с газом. Для выполнения требований МВФ в октябре украинское правительство решилось повысить потребительские цены на газ на 23,5%. В следующем году население ждет очередное повышение.
Правда, премьер-министр Владимир Гройсман, комментируя тогда произошедшее, представил все как практически личное достижение.
«У меня было два варианта — чтобы договориться о минимальном росте цен на газ и продолжить сотрудничество. Или войти в дефолт. Это банкротство страны. Сбережения граждан обесценятся, будет галопирующая инфляция. Этого невозможно было допустить», - заявил он. Проблем может добавить и отказ Российских железных дорог из-за отсутствия квот поставлять на Украину уголь, добытый на расположенных в России шахтах, принадлежащих украинскому бизнесмену Ринату Ахметову.
По информации Nation-News nation-news.ru/411396-sankcionnyi-bumerang-ukraina-ostalas-bez-rossiiskogo-uglya-nakanune-zimy-po-svoei-vine?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com, в 2017 году Киев закупил 4,8 млн тонн антрацита за границей. За прошедшее время импорт топлива достиг 8 млн тонн, из которых 80% - из России.
Из-за нехватки угля некоторые станции уже переведены на газ, что привело к увеличению себестоимости электроэнергии. Однако угольный дефицит до сих пор сохраняется.
Топливный кризис может иметь и серьезные политические последствия. Как заявил в эфире НСН экс-депутат Верховной рады Владимир Олейник, по данным соцопросов, более 80% населения не в состоянии платить назначенную правительством цену за газ. По его словам, даже ООН признает, что Украина оказалась в числе стран, где существует понятие «недоедание».
«Это будет коллапс, который серьезно скажется на выборах, если о таковых можно говорить на Украине. Думаю, что подталкивают украинский народ к реальному восстанию против этой тирании», — уверен он.
Энергетическую карту уже начала разыгрывать лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, заявившая, что украинский газ для населения должен быть минимум в 2 раза дешевле. На одной из встреч с жителями Украины она отметила, что страна добывает 21 млрд кубометров газа, из которых население потребляет лишь 19 млрд.
«Почему украинский газ не отдать украинцам, а импортируемый, который куплен где-то на бирже, не отдать предпринимателям? В Конституции Украины написано, что все недра — народные», — подчеркнула Тимошенко. При этом она добавила, что повышение цены приведет к росту цен на товары, где составляющей будет топливо.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что о последствиях ситуации, складывающейся с поставками топлива на Украину должны думать киевские власти, которые делают все, чтобы решение о приостановке импорта нефтепродуктов стало возможным.
— Если такое решение состоится и действительно поставки нефтепродуктов будут ограничены, то это приведет к очень серьезным последствиям для топливно-энергетического хозяйства Украины. Но об этом должны думать не российские власти, а, прежде всего, украинский режим.
Украина входит в зиму, не имея достаточного запаса угля, мазута, нефтепродуктов. Об этом должны были думать, а то как в басне «лето красное пропела…», а сейчас уже наступают морозы. С углем, хоть и с определенными издержками, но Украина может выйти из этой ситуации с минимальными потерями, компенсировав поставками угля из Австралии, Пенсильвании (США). Уголь менее дефицитен и контракты на него гораздо легче заключить, чем контракты на поставки нефтепродуктов.
Поскольку запасов нет, то ясно, что те, у кого они есть, будут играть на этом, поднимать цену.
Все зависит от правительства. Всё можно отрегулировать.
«СП»: — Но рост цен на бензин уже происходит.
— Что касается роста цен на бензин и дизельное топливо, который в Украине происходит, то речь идет об элементарном монопольном сговоре, потому что поставщики все понятны и известны. Они компенсируют свои затраты, и не только, путем повышения цен.
По мнению политолога Ростислава Ищенко, место российских поставщиков нефтепродуктов могут занять белорусские, которые всегда активно конкурировали на украинском рынке.
— Сомневаюсь, что Украина останется без бензина. Цены, конечно, вырастут, но они там и так постоянно растут, потому что свои предприятия не в состоянии закрыть потребности рынка, так как большая часть из них либо уже не работает, либо работает не в полную мощность.
Возможны какие-то локальные перебои с бензином в отдельных районах Украины, но с моей точки зрения эта проблема может быть быстро решена за счет поставок из Белоруссии или других государств.
Плюс, возможно, удорожание бензина пойдет более высокими темпами. Но я уверен, что сейчас в предвыборную зиму каких-то критических срывов власть на Украине не должна допустить.
Что касается поставок угля, то это серьезный удар по Ахметову, но вряд ли создаст топливную проблему для Украины в целом. Во-первых, речь идет о крупной, но не критической величине от общеупотребляемого угля. Во-вторых, всегда можно решить проблему, закупив уголь в другом месте. Он, безусловно, стоит дороже, но ведь украинские власти и раньше сознательно закупали более дорогой уголь в той же Пенсильвании. И не только по политическим мотивам, но и потому что это позволяло дополнительно, как говорят, «тырить» на этом деле.
«СП»: — Дефицит топлива, уже состоявшийся рост цен на газ для населения могут привести к политическим последствиям?
— Не может. Все политические последствия, которые могли случиться, уже случились. Порошенко уже и так ненавидят, он неизбираемый. Его ненавидят независимо от того, что случится через неделю, через месяц или прямо сейчас. Его ненавидят за то, что происходило последние четыре года. Каплей ненависти больше, каплей меньше. Когда ненависти уже бидон, это ничего не решает.
Порошенко — это власть и выборы сейчас у Порошенко. Он может попытаться сохранить власть силой, но на любых выборах он неизбираемый.