Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Владимир Корнилов
Россия должна вернуть Эстонии якобы аннексированные территории. Об этом на свой странице в Facebook написал спикер парламента Эстонии, член Консервативной народной партии EKRE Хенн Пыллуаас. Таким образом он отреагировал на слова директора Второго европейского департамента МИД России Сергея Беляева о недействительности Тартуского мирного договора.
По словам Пыллуааса, Таллин не имеет территориальных претензий к России и не претендует ни на один квадратный метр российской территории. «Мы лишь хотим, чтобы наши вернулись. Россия аннексировала около пяти процентов территории Эстонии», — написал он.
Он напомнил, что, с позиции его страны, эстонско-российская граница определяется Тартуским мирным договором, который находится в реестре действующих международных договоров ООН. Прогресс в ратификации пограничного договора может быть достигнут только после признания Россией условий Тартуского соглашения, заключил политик.
Кстати, в мае текущего года Пыллуаас уже говорил о «продолжающейся оккупации» Россией 5% территории Эстонии. Тогда он заявил, что «какие-либо причины легализовать это преступление новым пограничным договором отсутствуют». Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала заявление эстонского политика «провокационными выпадами».
Читайте также
Балтийскому флоту настает подводный капут
На самом угрожаемом направлении у нас практически не осталось субмарин. Но этого не исправить еще лет десять
Напомним, в ходе переговоров о подписании договора о границе между двумя странами Эстония настаивает на признания Москвой границ прибалтийской республики в рамках недействующего соглашения. Согласно Тартускому договору между РСФСР и Эстонией от 2 февраля 1920 года, Россия признавала право Эстонии на часть нынешних территорий Псковской и Ленинградской областей. Однако действие договора прекратилось 6 августа 1940 года, после того, как страна вошла в состав СССР, указанные территории отошли РСФСР.
Как неоднократно отмечал российский МИД, после вхождения Эстонии в состав СССР Тартуский мирный договор утратил силу. По словам Мари Захаровой, тема Тартуского договора для России «навсегда закрыта».
Член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов заявил, что Эстония должна выстраивать конструктивные отношения с Россией — так будет гораздо выгоднее для самого Таллина.
«Здесь перспективы никакой нет у подобных заявлений», — подчеркнул парламентарий.
Он высказал уверенность в том, что власти Эстонии со временем поймут, что неконструктивный подход не принесет результатов, и будут строить российско-эстонские отношения на взаимовыгодных условиях.
Первый заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Владимир Джабаров в эфире радио Sputnik подчеркнул, что Россия «ничего не должна» Эстонии. По его словам, эстонские политики пытаются «подогреть напряженность» между Россией и западными странами. При этом он также выразил мнение, что «чем раньше они перестанут делать подобные заявления, тем лучше будут развиваться отношения между нашими странами».
А научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков отметил в комментарии РИА Новости, что при наличии приграничных споров и проблем Эстония не смогла бы вступить в НАТО.
Но эстонские националисты не унимаются. И вот еще и известный поклонник местных эсэсовцев, министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу включился в антироссийский хор, обрадовался комментарию спикера Рийгикогу, заявил об отсутствии перспектив ратификации подписанного в 2014 году российско-эстонского договора о госгранице.
«Эстонская сторона до этого была заинтересована в этой ратификации не меньше, чем российская, шел даже разговор о проведении синхронной процедуры в 2016 году. Но русофобская политика властей Эстонской Республики дала тогда свою отрицательную проекцию и на межпарламентский диалог», — цитирует председателя Комитета Госдумы РФ по международным делам Леонида Слуцкого его пресс-служба.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков так прокомментировал территориальные претензии спикера Рийгикогу: «Мы полагаем неприемлемыми и не можем с ними согласиться».
А руководитель исследовательских программ Фонда «Историческая память» Владимир Симиндей пояснил «Экономике сегодня» причину демарша эстонских правых: «Здесь мы видим попытку представителей от радикальной, ультранационалистической, а некоторые полагают — неонацистской, партии EKRE, потянуть одеяло на себя и вытащить какие-то вещи из ведомственной повестки, сделав их партийными».
Это действительно ультранационалисты, что признает даже президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Летом этого года она дала интервью американскому журналу Foreign Policy, и тот вышел с публикацией под названием «Эстония борется со своими избранными расистами». Журналист спросил президента, тревожится ли она из-за «антисемитских, гомофобных и расистских комментариев» представителей Консервативной народной партии Эстонии, оказавшихся у власти. Керсти Кальюлайд призналась: «Я ненавижу их за их поведение и извиняюсь за то впечатление, которое в результате остается». «Порядочные люди так себя не ведут. Это не та точка зрения, которую мы разделяем в Эстонии. Теперь я должна объяснять их глупые поступки», — пожаловалась президент.
Вот и мы ждем объяснения очередного глупого поступка спикера, главы МВД и примкнувшего к ним главы МИД. Но пока молчание…
Так что там Эстония хочет урвать у России? И на что она в реальности рассчитывает?
— Речь идёт о Печорском и части Псковского районов Псковской области, а также об Ивангороде в Ленинградской области, — говорит историк, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Они в 1920—1940 гг. входили в состав Эстонии, и эстонцы годами требуют их возвращения. Несмотря на то, что там полностью преобладают этнические русские.
«СП»: — Пыллуаас заявил, что Россия должна возвратить территории для ратификации пограничного договора. Можно ли это рассматривать как официальную позицию? То есть Эстония не собирается подписывать договор?
— До недавнего времени Эстония на официальном уровне требовала вернуть ей эти районы, переданные в 1940 году в состав РСФСР. Последние годы эстонские власти вроде были готовы отказаться от притязаний. Но вот одна из партий правящей коалиции включила «старую пластинку».
«СП»: — Для Эстонии подписание этого договора имеет какую-то важность? Они всерьез верят, что смогут что-то урвать у России?
— Вряд ли они верят в возвращение территорий. Но напомнить о том, как «страшная Россия» забрала что-то у Эстонии, очень хочется. Просто другого курса, кроме оголтелой русофобии, у страны нет и не предвидится. Любого, кто хоть как-то пытается выйти за её рамки, тут же одёргивают.
«СП»: — Чего лично Пыллуаас и его партия хотят добиться этими заявлениями? По внутренней повестке поговорить не о чем?
—Эта партия выставляет себя ультрапатриотами, даже ратует за выход Эстонии из Евросоюза. Она просто старается заработать политические очки и увеличить популярность. Ну и лишний раз изобразить свою страну жертвой.
«СП»: — А нужен ли нам пограничный договор с Эстонией? Столько лет жили без него…
— Конечно, лучше иметь утверждённую границу с соседями. Но, как мы видим, от отсутствия договора мир не рухнул, и НАТО не побежала отвоёвывать для Эстонии эти земли.
«СП»: — Сообщается, что таким образом Пыллуаас отреагировал на слова директора второго европейского департамента МИД России Сергея Беляева о недействительности Тартуского мирного договора. А что хотел сказать Беляев?
— Думается, что российский дипломат просто напомнил Эстонии, что не надо заниматься политическими спекуляциями.
«СП»: — Можно ли считать Тартуский мирный договор недействительным? Был ли он официально расторгнут? Можно ли его использовать в юридических спорах сегодня?
— На сегодняшний день договор мёртв. С 1940 года произошло слишком много всего, чтобы он был жив. Самой Эстонии эти районы не нужны, она лишь хочет бесконечно выставлять себя жертвой.
Читайте также
Керченская провокация: Кремль опять прогнулся перед Киевом, отпустив арестованные суда
Зачем Москва продолжает делать односторонние шаги навстречу Зеленскому
— Хочу напомнить, что после Тартуского мира Эстония успела войти в состав СССР, — подчеркивает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.
— И внутри СССР границы менялись по решению его высших органов и Конституции. Если это отрицать, тогда нужно и Вильнюс вернуть полякам или России, и пересмотреть границы всех экс-советских республик, а уж вопрос принадлежности Крыма должен быть закрыт моментально.
«СП»: — А зачем Беляев вообще «разворошил» прошлое? Ведь знал, что Эстония отреагирует соответствующе…
— Это не Беляев «ворошит прошлое», а эстонская сторона. Его слова были как раз ответом на многочисленные апелляции эстонских политиков (в том числе власть имущих) к Тартускому договору. Беляев же как раз призвал не вспоминать старые договоры и взаимно признавать существующие границы. Хотя я бы в ответ напомнил бы Таллину также никем не расторгнутый Ништадтский договор, по которому Россия официально купила у Швеции Эстляндию, как Америка когда-то купила Аляску у России. Кто-то помнит, когда России вернули деньги?
«СП»: — В мае текущего года Пыллуаас уже заявлял о «продолжающейся оккупации» Россией 5% территории Эстонии. Многие ли в Эстонии разделяют это мнение? Или это все же маргинальщина, на которую вообще не стоит обращать внимание?
— Я не знаю, проводились ли в Эстонии социологические опросы по этому поводу. Самому было бы любопытно взглянуть на их результаты. Но непреложным фактом является рост популярности партии EKRE, постоянно муссирующей эту тему, и ее попадание в правящую коалицию.
«СП»: — Зачем Эстонии указанные районы? Там все равно давно русские живут. Что им с них?
— Так и в Нарве русские живут. Это же не мешает Эстонии управлять этой землей, постоянно поражая в правах жителей русских территорий республики. Хотят расширить свою «империю».
Читайте также
Пенсионная реформа раскалывает Россию, поставив под угрозу ее единство
При этом людей старшего возраста власть превратила в дешевую рабочую силу
«СП»: — Пыллуаас заявил, что Россия должна возвратить территории для ратификации пограничного договора. Можно ли это рассматривать как официальную позицию? То есть Эстония не собирается подписывать договор?
— Так Эстония его и не подписывает. Точнее подписала в «нулевые» годы. Но затем при ратификации парламент внёс правки, которые как раз отсылают к Тартускому договору. О неприемлемости такого шага и говорит российский МИД.
«СП»: — Нам вообще стоит реагировать?
— Повторюсь, я бы «троллил» Эстонию в ответ, ссылаясь на Ништадтский мир и постоянно требуя с Таллина репарации и компенсации за незаконно отторгнутую российскую территорию. Поверьте, тогда пыл эстонских троллей заметно поубавился бы…
«СП»: — Многие российские политики, комментируя это заявление, выразили надежду, что власти Эстонии поймут со временем, что неконструктивный подход не принесет результатов, и будут строить российско-эстонские отношения на взаимовыгодных условиях. Вы верите в то, что поймут?
— Да в Эстонии немало адекватных политиков. Многие из них все прекрасно понимают. И даже некоторые партнеры EKRE по коалиции не раз отмежевывались от ее провокаций такого рода. Но тревожной тенденцией является тот факт, что данная партия набирает силу. А это значит, что в самом обществе уровень неадекватности увеличился.
Новости мира: Эстония и Латвия хотят получить от России денег за «советскую оккупацию»