Материал комментируют:
Дмитрий Болкунец
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко сегодня провел встречу с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем. За одну встречу Лукашенко, говоря об отношениях России и Белоруссии, несколько раз произнес фразу «понуждение к интеграции».
— Новый термин появился в союзе — «понуждение к интеграции». И странно, что началось это с понуждения к интеграции Беларуси, — передает слова Александра Лукашенко его пресс-служба.
Одна из острых для Белоруссии проблем, которая на встрече также была затронута — это ценообразование на поставляемый из России природный газ.
Напомним, за несколько дней до встречи с председателем коллегии Александр Лукашенко заявил, что исходя из стоимости газа в Европе на уровне примерно в $ 110 за тысячу кубометров, в Беларуси он должен быть по $ 90. При этом на январь-февраль между двумя странами существовала договоренность о поставке газа по 127 $.
И в связи с этой темой из уст Лукашенко снова прозвучало «понуждение к интеграции».
Читайте также
Россию утомил базар прибалтийских сестриц
Минпромторг России приостанавливает работу в странах Балтии и что-то большого восторга от недружественных нам стран не видно
— С ценами на газ эта риторика никак не связана, — считает политолог Дмитрий Болкунец. — Это связано с некоторыми сложностями, которые возникли у Лукашенко со своим переизбранием на шестой президентский срок. И именно это главная причина, почему он в последнее время делает столько эмоциональных заявлений, и некоторые из них выходят за рамки дипломатического приличия. В данном случае Лукашенко стучит в колокол, что ему нужна финансовая поддержка. А поддержки ему нет, потому что нет интеграции.
В Беларуси настаивают, что дело имен6но в ценах.
— Споры вокруг ценообразования на нефть и на газ появились, когда российские поставщики, по большей части коммерческие, пользуясь тем, что не было альтернатив, навязывали Беларуси в одностороннем порядке собственные условия и требовали необоснованных выплат для себя, которые фактически являются легализованной формой отката, — уверен директор белорусского неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция», политический аналитик Александр Шпаковский. — Безусловно президента задевает тот факт, что много лет назад были достигнуты договоренности о создании общих рынков, о движении в направлении обеспечения четырех свобод: свобода передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, на чем базируется любой нормальный экономический союз. Тем не менее, время идет, а в Евразийском экономическом союзе мы этого достигнуть не можем. По сути, реальная интеграция подменяется риторикой об интеграции.
Во время встречи с Михаилом Мясниковичем Александр Лукашенко напомнил о временах президентства Бориса Ельцина, когда, по его словам, белорусская сторона была инициатором интеграции. И обвинил нынешнюю Россию в «непонятной возне»
— Когда разбогатели, особенно Россия, начались непонятные толкотня и возня. И, как я уже сказал, понуждение к интеграции, — говорил на встрече Лукашенко.
Главная причина пробуксовки интеграции России и Республики Беларусь — недостаток движения с первой стороны, уверен белорусский политолог Александр Шпаковский:
— Если на политическом, стратегическом уровне президент Российский Федерации Владимир Путин всегда поддерживает предложения по развитию Евразийского экономического союза, то на уровне тактическом, на уровне министерств и ведомств, зачастую эти предложения тормозятся. Это я могу сказать точно, как участник некоторых совещаний научно-экспертного совета при председателе коллегии Евразийской экономической комиссии.
В России в свою очередь видят причину сложностей, возникающих внутри союза, в действиях Беларуси:
— Еще полтора года назад тогдашний министр экономического развития Максим Орешкин намекнул, какая страна являлась тормозам по многим направлениям развития Евразийского экономического союза и на протяжении многих месяцев блокировала все инициалы в рамках комиссии — это была Беларусь. Это была блокировка не ради каких-то целей, а идеологическая война с партнерами, а главное — с Российской Федерацией, — напоминает Дмитрий Болкунец — Если Лукашенко остается еще на пять лет, то про Евразийский экономический союз можно забыть, потому что Лукашенко будет блокировать его деятельность.