Материал комментируют:
Богдан Безпалько
Откровенно недружественные заявления в адрес России со стороны министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея оказались еще и абсолютной ложью. А разоблачил белорусского коллегу российский посол в Минске Дмитрий Мезенцев, который объяснил, аргументировано, почему все его претензии к Москве совершенно беспочвенны.
Напомним, Макей ранее обвинил российских рабочих, приехавших на строительство Белорусской АЭС из Нижнего Тагила, в том, что они завезли в республику COVID-19, так как, все пятнадцать человек были им заражены.
Кроме того, дипломат заявил, что Россию никто не просил оказывать Белоруссии помощь в борьбе с коронавирусом — мол, она это сделала по собственной инициативе.
Речь идет о поставке в Минск 10 тысяч тест-систем для диагностики. Которые, опять же, по словам министра, использовать предполагается исключительно на россиянах, потому что они якобы не надежные.
Все это Макей поведал в интервью крупнейшему белорусскому новостному порталу TUT.BY.
Но удивляет даже не то, что в нем глава МИД РБ нелицеприятно высказывается о России — подобные выпады он позволял себе и раньше. А то, что все сказанное оказалось еще и ложью.
Читайте также
Латвия захлебывается в яйцах, а скандинавов и русских нет
Пандемия и санкции против Москвы губят экономику республики
Что, собственно, вскрылось вскоре в ходе интервью тому же самому белорусскому СМИ российского посла Мезенцева.
Оказалось, что запрос на помощь был — он поступил от руководителя Государственной санитарной службы Белоруссии. И 10 тысячами тест-систем эта помощь не ограничилась.
По словам нашего дипломата, Россия также передала замгубернатора Гродненской области 50 тысяч респираторов «Лепесток» высокой степени защиты, которые будут направлены в местные медучреждения, а также больничному персоналу, обеспечивающему безопасность строителей АЭС.
Мало того, сейчас — как пояснил Мезенцев — прорабатывается вопрос о поставке других материалов, которые белорусская сторона запросила нотой от 1 апреля. В списке — концентраторы кислорода и расходные материалы, респираторы 3-го класса защиты, защитная одежда и защитные очки, аппараты ИВЛ.
Что касается скандальной истории с оклеветанными рабочими, то посол развеял опасения относительно их какой-либо опасности для окружающих. Эти люди, по его словам, никогда не были заражены коронавирусом, что подтвердили взятые у них тесты. Плюс, все они прошли 14-дневный карантин и были проверены в Москве.
Получается, что белорусский министр иностранных дел, официальное должностное лицо, дважды солгал. Но извинений никаких от него до сих пор не последовало…
Ну, и, конечно, хотелось бы понять, был ли этот выпад против России личной инициативой чиновника, или же все согласовано «на самом верху»?
— Безусловно, интервью Владимира Макея абсолютно не дипломатично, — комментирует ситуацию член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, политолог Богдан Безпалько. — Это, наоборот, образец того, как не должен поступать дипломат. И как он не должен говорить.
С моей точки зрения, это риторика не самого Макея. Это риторика другого лица, которое представляет собой высшую власть Белоруссии.
Думаю, не стоит ждать никаких извинений ни от Лукашенко, ни от Макея, ни от Анатолия Глаза (пресс-секретарь МИД РБ — ред.), ни от Игоря Петришенко (вице-премьер РБ — ред.)… Ни вообще от кого бы то ни было, кто высказывался негативно в адрес России за время пандемии коронавируса, которая сейчас разразилась во всем мире. И это, мне кажется, очень хорошо демонстрирует отношение белорусской элиты к нам — к России, ее народу, к российскому политическому классу.
Они просят нас о помощи, мы эту помощь им предоставляем. После чего в наш адрес брезгливо бросают, что, мол, «мы вас о помощи не просили».
Помимо всего прочего, хочется заметить, что в данной ситуации Макей даже не удосужился проверить, что именно поставила Россия. Россия поставила не десять тысяч тестов, а десять тысяч тест-систем, в каждой из которой 98 тестов.
Он не удосужился проверить, действительно ли, эти люди, которые прибыли на строительство атомной станции, являются зараженными COVID-19. Оказалось, что нет.
То есть, помимо того, что демонстрирует отношение, так демонстрирует еще некомпетентность.
Поэтому, заметьте, параллельно со всеми этими «плевками» в сторону нашей страны Лукашенко пытается и дальше оказывать давление. Он теперь требует, чтобы мы поставляли газ по сниженным ценам.
«СП»: — Мотивация железная — энергоресурсы в мире дешевеют, мы тоже хотим…
— Белорусская сторона, напомню, всегда пыталась либо привязать стоимость газа к нефти, либо отвязать — в зависимости от того, что было ей выгодно в конкретный момент. Если им так хочется покупать газ на спотовых рынках в дополнение к тому, что они получают в рамках долгосрочного контракта, заключенного до конца текущего года, то пусть идут на европейские рынки и покупают там этот самый дешевый газ на спотовых рынках. Никто же им не мешает этого делать.
В любом случае, поведение белорусской элиты — вызывающее и русофобское. Хотя и не содержит пока никаких идеологических обоснований. Но вероятно, этого нужно ожидать в будущем.
«СП»: — Мне кажется, что белорусский народ, по крайней мере, в большинстве своем, не разделяет все-таки такую политику…
— Совершенно верно. Большая часть белорусских граждан относится к России доброжелательно. И совершенно спокойно восприняло бы даже вхождение Белоруссии в состав России всеми шестью ее областями.
В одном из комментариев я однажды заметил, что Лукашенко предъявляет нам претензии, а мы никак не можем на него повлиять, потому что это его страна и его граждане. И вот некоторые белорусы восприняли эту мою фразу болезненно
Но в реальности ведь мы ничего не можем сделать, действительно.
«СП»: — Во всяком случае, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков всегда подчеркивает, что Белоруссия, это суверенная страна, а Россия во внутренние дела других стран не вмешивается…
— Да, конечно. Что вообще мы можем?
В принципе, могли бы пойти на обрушение экономики Белоруссии, но это ударит по ее гражданам. Или, как предлагают некоторые «горячие головы» — на военную оккупацию, чего, понятно, никогда не сделаем.
Но если сами граждане Белоруссии ничего не могут изменить, как мы в данной ситуации должны на все это реагировать?
Мы должны, если не мириться с этим, то, по крайней мере, учитывать, как некий факт политической жизни.
Читайте также
Нефтяная «сделка века»: России надо громко хлопнуть дверью
Вашингтон и Эр-Рияд согласованно действуют против Москвы
«СП»: — Кстати, тут некий активист «Союза поляков Белоруссии» — Анджей Погобут вообще допустил смену лидера в стране. Мол, коронавирус подточил пирамиду власти Лукашенко, и в его окружении зреет «дворцовый переворот». Возможен такой поворот?
— Думаю, что этот человек просто выдает желаемое за действительное. Возможно, это попытка реализовать мечтания прихода прозападного политика на практике. Тот же Владимир Макей, безусловно, Польшу, устраивает больше, чем Лукашенко.
Но в целом пока что предпосылок для этого нет. В белорусском обществе нет самостоятельных политиков.
«СП»: — России, наверное, тоже потрясения в соседней республике не нужны?
— В данной ситуации нам не то, что не нужны потрясения. Нам нужно сменить политику в отношении Белоруссии.
Но если сейчас Лукашенко продавит российское руководство, и оно начнет поставлять ему еще и газ бесплатно, то тогда уже причина этого бесстыдства будет не в Минске, она будет в Москве. Если ты даешь кому-то садиться тебе на шею, здесь уже претензии можно предъявлять только к самому себе.
Надо проводить жесткую, прагматичную, рациональную политику. Надо требовать от Лукашенко того, чего мы хотим.
Постсоветское пространство: Латвия захлебывается в яйцах, а скандинавов и русских нет
Новости политики: Лукашенко получил пропуск в «мертвую зону»