Материал комментируют:
Олег Матвейчев
Юрий Синельщиков
Еще Владислав Сурков говорил, что Долгое государство Путина только начинает свою жизнь, а политическая машина только настраивается. И вот, кажется, проявился еще один принцип этого государства. По крайней мере, новый принцип российской государственности удалось проследить во время беседы с российским философом, политологом и политическим консультантом Олегом Матвейчевым.
Прецедент с обнулением президентских сроков при обновлении Конституции важен не только для сохранения баланса внутри элит до 2024 года и позже. Он может быть использован и в будущем, уверен философ. Более того, он закладывает новый принцип сменяемость президентской власти: сильные остаются неограниченно долго, а со слабыми быстро распрощаются.
Отлег Матвейчев: против обнуления сроков Путина агитируют меньшинства
Читайте также
Россия будущего без поправок: Вторая Украина или просто страна без Путина
Что будет, если народ не поддержит поправки к Конституции
«СП»: — Часть людей агитирует против поправок, потому что они «обнуляют сроки Путина». На Ваш взгляд, кто и почему это делает, в чем смысл такой агитации?
— Агитируют меньшинства. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения демократии, то в чем проблема, если большинство хочет избрать Путина или захочет в 2024 году? Почему демократ должен препятствовать этому? Получается, что меньшинство, понимая, что большинство за Путина (или сейчас, или может быть за него когда-то), хочет ему поставить препятствия. Хочет, чтобы президент у нас избирался не большинством на меньший срок. Это люди, которые имеют свои планы, и поэтому хотят помешать переизбранию. Это несправедливо.
«СП»: — Они же понимают, что так, скорее всего, не получится, что поправки примут. Тогда в чем смысл этой агитации?
— Они надеются на чудо. Они надеются на то, что на голосование придет меньше народа, что будет какой-то бойкот, чтобы когда-нибудь потом объявить голосование нелегитимным. Это для них последний решающий бой. Они понимают, что даже если когда-нибудь устроят здесь революцию — в 2024, в 2030 в 2036 году или в каком-то другом — все-равно Конституция с поправками им очень сильно свяжет руки. Не сделаешь полное правительство американцев и прибалтов, как это сделала Украина.
«СП»: — Почему оставляем поправку о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков?
— Об этом высказался тот же Путин. Он сказал, что сменяемость власти должна быть, и он хочет это зарезервировать и оставить на будущее.
Народ у нас не любит выбирать. Нас все время ставят перед выбором: либо так, либо этак. Либо вы оставляете сменяемость власти, но тогда убирайте Путина, либо вы хотите, чтобы Путин был пожизненно — тогда убирайте сменяемость власти. Но если вы пойдете к обыкновенному нашему глубинному народу и спросите большинство этого народа через социологические опросы, хочет ли он, чтобы Путин правил как можно дольше — он скажет «да». Но на вопрос, хочет ли он, чтобы была сменяемость президентской власти, народ тоже скажет «да». Это нелогично, но тем не менее.
Формальная логика здесь не действует, как в народных мифах и сказках. Поэтому Путин действует точно так же: с одной стороны он отвечает чаяниям народа о том, чтобы дальше продолжать удерживать Россию и быть гарантом ее стабильности, с другой стороны — он оставляет принцип сменяемости, чтобы была возможность переизбрать президента на случай, вдруг после Путина придет какой-то балбес.
«СП»: — А если в итоге придет кто-то сильный как сам Путин?
— Если возникнет ситуация, когда будет очень хороший, любимый народом президент, и он проработает два срока, покажет и проявит себя, получит рейтинг 70?80%, и у народа будет сильное желание выбрать его еще раз, тогда, я думаю, человек с такой гигантской популярностью тоже выйдет, обратится к народу и предложит: давайте внесем в Конституцию новые поправки и сделаем очередное обнуление сроков. А поскольку у него будет популярность порядка 80%, и он будет реально сильным — народ за это проголосует.
Это хорошая практика: мы делаем такую штуку, что сильные президенты у нас имеют возможность править три и четыре срока даже подряд и так далее, сколько угодно — они всегда своей силой могут это продлевать; а слабаки всегда имеют точку отсечения. Если президент слабый, если он не тянет, на любую его попытку народ покажет кукиш. Это очень хорошая и удобная система: для хороших мы продляем, а плохим — до свиданья.
Юрий Синельщиков: Владимиру Владимировичу надо искать кадры и себе замену
Но есть и аргументируемое мнение, что вне зависимости от задач, которые ставят перед собой сторонники поправок, Путину будет лучше покинуть свой пост в 2024 году. В этом будет больше пользы для народа и для самой власти. Так считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков.
Более того, по мнению политика, сменяемость власти не приведет к тому, что президентом станет слабый лидер или человек антинародных настроений — ведь его выберет народ.
«СП»: — Если мы точно будет знать, что в 2024 году Путин закончит свое правление — как-то будет меняться политическая ситуация?
Читайте также
Плебисцит: имитация имитации, или «Обнажение» авторитаризма
О голосовании по поправкам к Конституции
— Я думаю, что существенно ничего не изменится. Те люди из мира политики и юристы, которые эту идею вынашивали — а ведь понятно, что ее родила не Терешкова — они искренне считают, что Владимира Владимировича заменить нельзя. Наверно, они имеют право на это мнение. Но раз заменить нельзя, они предлагают: давайте создадим правой простор. Если поддерживать тех, кто так мыслит, то, наверно надо было бы действовать именно так: вносить поправку об обнулении. Не действовать же путем насильственного продолжения власти.
Но если придет новый человек к власти — он будет избран народом и будет думать, как работать для народа. Я не думаю, что к власти придет человек, который заведомо примет решение работать против народа.
«СП»: — На Ваш взгляд, если поправки будут приняты и обнуление президентских сроков состоится, как долго Путин еще будет у власти?
— Я не знаю, сколько он продержится, но я считаю, что это неправильно. Когда у руководства страны долго остается один человек, это развращает и прежде всего — саму власть. Существуют же выводы социальной психологии, которые говорят, что человек на может нормально работать на одном месте больше восьми лет — потом он уже деформируется. Я сам имею большой трудовой страж, и кажу, когда я на одном месте находился больше девяти лет — уже становилось скучно работать, работа уже шла по трафарету. Такая опасность действительно есть. И, наверно, Владимиру Владимировичу надо искать кадры, искать себе замену, чтобы были новые люди, новые взгляды. Чтобы был свежи ветер!
Другие публикации, связанные с Путиным:
Путин: необходимо обеспечить полную безопасность гостей парада Победы
Песков рассказал о планах Путина на День России
Путин случайно «придумал» новое министерство
Как Запад протащил в России пенсионную реформу и обнулил сроки Путина