Материал комментируют:
Игорь Юшков
Часть материалов, касающихся расследования терактов на «Северных потоках», может быть засекречен, заявили в пресс-службе прокуратуры Швеции.
«Если будет составлено обвинительное заключение, то часть материалов расследования, вероятно, будет обнародована. В целом прокурор в Швеции также может принять решение о том, что некоторые части должны остаться конфиденциальными», — пояснили в ведомстве.
В случае прекращения расследования, сказали в шведской прокуратуре, никакие материалы публиковаться не будут, однако их можно будет запросить через суд, полицию или прокурора.
Ранее прокурор Матс Юнгквист заявлял, что расследование взрывов на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2», которые произошли 26 сентября 2022 года, близится к финалу.
«Расследование может быть завершено осенью. Я надеюсь, что мы по крайней мере осенью сможем занять позицию по вопросу об обвинении», — уверял он.
По словам прокурора, предварительное следствие считает, что за диверсией стоит государство, а расследование эти подозрения усилило. Юнгквист также сообщил, что шведские следователи сотрудничают с немецкими коллегами. В сотрудничестве с Россией прокурор необходимости не видит, о чем он заявил еще в апреле.
«В принципе мы положительно относимся к сотрудничеству [с Россией], но в предварительном следствии мы фокусируемся не на том, кто это совершил, самое важное для нас — исключить, что Швеция каким-то образом была использована как платформа для этой диверсии», — отметил он.
Вопрос о расследовании не раз поднимался в том числе на заседаниях Совета безопасности ООН, однако проект российской резолюции об учреждении Генеральным секретарем организации независимой международной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов на газопроводах «Северный поток» не нашел.
«В силу активного сопротивления западных делегаций документ не набрал достаточного количества голосов для его принятия. Получается, что в западных столицах просто боятся беспристрастного установления истины», — заявили еще в марте в МИД РФ.
В мае российское внешнеполитическое ведомство заявило ФРГ, Дании и Швеции решительный протест в связи с полным отсутствием результатов якобы проводимых властями этих стран национальных расследований диверсий, их неспособностью обеспечить транспарентность следственных действий.
«Констатировано отсутствие заинтересованности упомянутых стран в установлении подлинных обстоятельств данной диверсии. Напротив, своими действиями они явно затягивают время и пытаются скрыть следы и истинных виновников преступления, за которым, как мы думаем, стоят известные страны», — говорится в заявлении МИД.
В ведомстве также обратили внимание на многочисленные «утечки» в СМИ малоправдоподобных версий «с желанием запутать ситуацию».
Версий действительно много, однако наиболее правдоподобной, по мнению многих экспертов, считается версия американского журналиста Сеймура Херша, согласно которой диверсию осуществили американские и норвежские специалисты, причем с личного одобрения американского президента Джо Байдена.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что ничего нового не происходит, так как и ранее никаких промежуточных результатов расследования не предоставлялось.
— Ситуация никак не поменялась. Они как скрывали данные, так и продолжают скрывать. Я думаю, что чисто бюрократически по процедуре они должны были что-то опубликовать после завершения официального расследования, перед тем как передавать в суд и далее.
Мы видим, что стратегия у них совершенно иная — периодически сливают в СМИ какую-то информацию, чтобы сформировать выгодную для себя картину событий, но полной картины и настоящих доказательств они так и не опубликовали.
Смысл скрывать всегда был один и тот же — как бы не выйти в результате публикации данных на себя и своих союзников. В этом плане они занимают такую позицию — «мы маленькая страна, мы хотим спокойствия, отстаньте все от нас, мы не хотим, чтобы нас втягивали в эти конфликты, поэтому давайте координировать наши действия и информационную политику». Они все потому и секретят, чтобы потом скоординироваться и выдать какую-то слаженную версию. А координируются, прежде всего, с США, которые на них активно давили, даже когда шведы выдавали разрешение на строительство «Северного потока-2». Так что шведы имеют опыт координации с США и будут координировать далее.
«СП»: А с чем связана позиция Германии, которая, казалось бы, больше всех должна быть заинтересована в расследовании?
— Они тоже понимают, что нужно выстраивать какую-то общую политику. У них общеевропейская солидарность должна быть, евроатлантическая. В этом плане они также пытаются не сделать так, чтобы каждый публиковал свои данные, чтобы каждый был сам за себя, потому что на этой разрозненности их будут ловить, Россия станет указывать на то, что они фальсифицируют данные расследования, что сами западные страны и организовали этот теракт. Поэтому они заняли позицию — ничего не публиковать, а потом выступить с единым заявлением.
Эти проблемы истекают из того, что они изначально заняли такую позицию, что каждый (Швеция, Дания, Германия) проводит свое расследование, они его не объединили. Теперь им приходится согласовывать результаты своего расследования.
«СП»: То есть Дания и Германия также могут засекретить свои расследования?
— Думаю, да. Мы можем увидеть, что каждая из сторон будет секретить данные своего расследования, а после согласования выдадут единую слаженную версию.
Это засекречивание приводит еще и к тому, что затягивается процесс. Даже если Германия потом опубликует данные, что к терактам причастна Украина или еще кто-то из западных стран, то получится, что чем дальше ты уходишь, тем больше отдаляется возможный конфликт Германии с теми же США или еще кем-то. Германии и хотелось бы докопаться до правды и сказать, что они в чем-то были не правы и их подставили, но они хотят сделать это уже после окончания украинского конфликта. Иначе это будет выглядеть как то, что Германия поддерживает Россию, а они в такое положение попасть не хотят.
«СП»: Вряд ли Россия, Китай, да и другие страны позволят спустить все на тормоза и не отреагируют на «секретность». Так что эта европейская тройка будет делать?
— Думаю, они будут занимать такую же позицию, как и сейчас, то есть говорить, что расследование продолжается, говорить нам, что это не наше дело, без нас разберутся. На наши заявления, что это они сами все взорвали, будут говорить, что доказательств нет, будут разбираться. Тянуть время.