Материал комментируют:
#"
Андрей Бакланов
Елена Супонина
Президент России Владимир Путин 6 декабря прибыл в Абу-Даби, начав визит в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а 7 декабря примет в Москве президента Ирана Ибрахима Раиси. Во время переговоров будут обсуждаться взаимодействие в области энергетики, в том числе в рамках ОПЕК+, военная операция на Украине, ситуация на Ближнем Востоке, а также другие вопросы сотрудничества в области экономики и международных отношений.
«Три мощнейших международных события в полтора дня, можно сказать. Вот такой вот мощный выстрел, на мой взгляд. Мне кажется, это будет полезно с точки зрения и развития наших отношений с этими тремя государствами, ну и с точки зрения, так сказать, соответствующих международных сигналов, сигналов международному сообществу», — сказал журналистам помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков.
Кроме того, он напомнил, что Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия получили приглашение стать с 2024 года членами БРИКС, при этом председательствовать в следующем году в этом объединении будет Россия.
«Предстоит вполне логично обсудить вопрос о том, как российскому председательству обеспечить плавное подключение этих трех стран ко всем сферам деятельности БРИКС. А эта деятельность, активность этого объединения, его роль в мировых делах несомненно возрастает, это всем очевидно», — отметил Ушаков.
Участие во встречах с президентом ОАЭ Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном, наследным принцем, председателем Совета министров Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом и Ибрагимом Раиси примут участие представители правительства России и крупного бизнеса.
«Мощный выстрел» Москвы в сторону Востока, похоже, вызвал волнение в стане Запада. Как пишет агентство Bloomberg, визит Путина в страны Персидского залива свидетельствует о провале усилий США и Европы по изоляции России. Издание считает, что экономика России сейчас находится в «более прочном положении, а боевые действия на Украине зашли в тупик». Издание также считает, что поскольку Путин стремится укрепить свои связи с лидерами стран Персидского залива, долговечность американской поддержки Украины оказывается под вопросом.
По мнению востоковеда, политолога Елены Супониной, такая плотность контактов говорит, как минимум, о том, что ни о какой международной изоляции России речь не идет.
— Выбор именно данных стран еще связан с тем, что с января 2024 года Россия председательствует в БРИКС и как раз во время ее председательства эта организация увеличится предположительно до 11 членов, и среди новичков будут Эмираты, Саудовская Аравия и Иран. Так что выбор не случаен.
Кроме того, все эти страны, как и Россия, заинтересованы в возвращении мира на Ближний и Средний Восток. Все очень опасаются, что израильско-палестинский конфликт может перекинуться на другие страны региона и вызвать большую войну. Эти консультации очень важны, чтобы избежать такой сценарий.
«СП»: «Блумберг» также считает, что визит Путина в страны Персидского залива говорит о провале усилий Запада по изоляции России. А насколько для Вашингтона и Брюсселя это ощутимый удар?
— Действительно, американцы обеспокоены, и материал «Блумберга» на это указывает. США продолжают оказывать давление на многие государства, в том числе давление идет на Саудовскую Аравию, Эмираты. Этот рабочий визит Путина как раз показывает, что давление не приводит к тем результатам, которых хотел бы добиться Вашингтон. Наоборот, партнерство продолжается.
«СП»: Что, на Ваш взгляд, станет предметом обсуждения Путина и Раиси, учитывая, что Иран уже долгие годы под санкциями? О чем говорит эта встреча?
— Это говорит о том, что санкции, как и попытки изоляции, не работают. Для Ирана также важно партнерство в БРИКС. Уверена, что очень большое внимание будет уделено вопросу использования национальных валют при торгово-экономическом сотрудничестве. Собственно, это сегодня обсуждает и в Абу-даби, и в Эр-Рияде.
«СП»: Запад может надавить еще больше на эти страны, чтобы они измени политику в отношении России или процесс уже необратим?
— Это уже невозможно. Даже если какие-то меры принимаются в качестве реверансов по отношению к Западу, полностью прервать сотрудничество уже не могут. Тем более в свете новых планов в рамках БРИКС.
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор ВШЭ Андрей Бакланов считает, что момент напряжённый и переговоры пойдут в основном по оперативной проблематике, связанной с ситуацией на Ближнем Востоке и мире в целом.
— Это особые наши партнеры с точки зрения взаимного интереса. Переговоры всегда самые ценные, когда ведутся с глазу на глаз. Может быть обмен мнениями закончится какими-то инициативами, возможно, и нет. Это сугубо рабочий визит, связанный с обострением ситуации.
«СП»: За полтора дня Путин встретится с лидерами трех стран Персидского залива, при том что в последние годы он не так часто посещал другие государства с визитами. Что это для Вашингтона и Брюсселя — какой-то сигнал? Судя потом, что «Блумберг» пишет, на Западе обеспокоены.
— Конечно, мы не в безвоздушном пространстве живем, но подход «мы наступаем, американцы наступают», как пишут иногда в СМИ — это ненужный подход, который иногда ставит наших партнеров в двусмысленную ситуацию. Мы не хотели бы придавать излишнее антизападное, антиамериканское значение нашим переговорам. Мы выстраиваем отношения со странами в формате «мы и они», а не что-то кому-то во вред сделать.
Другое дело, что в силу активно негативной политики, которая проводится Западом на Украине и в других местах, вопрос об оценках может быть, но это не самое главное. Самое главное — наши отношения. Кроме того, думать, каким образом в достаточно сжаты сроки улучшить международные отношения и ситуацию на Ближнем Востоке.
«СП»: Интерес СМИ понятен, так как в очень сжатые сроки пройдут переговоры с ключевыми партнерами Персидского залива.
— В каждом сюжете есть что-то главное. Здесь — выделение этих стран в качестве наших основных партнеров для проведения с глазу на глаз переговоров в очень сложной ситуации, в которой довольно трудно разобраться, потому что много противоречивого: и в стане арабов непростая ситуация, и в целом на Ближнем Востоке, и надо присмотреться к Израилю. В том числе что там внутри происходит. У каждой стороны есть своя очень ценная информация, ее надо изучить, чтобы наши решения были более выверенные и работающие.