Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров поручил правоохранительным органам пресекать все попытки дестабилизации в регионе, для чего им предстоит активизировать оперативную работу. Мобилизация происходит на фоне угроз со стороны радикального исламистского подполья, а также сообщений либеральных СМИ о внутренних конфликтах в республике. По мнению экспертов, журналисты сгущают краски, а борющаяся с терроризмом республика де-факто является одной из самых спокойных в стране.
«Я поручил командирам подразделений активизировать оперативную работу. Мы хорошо воюем, надо также хорошо выявлять и пресекать любые попытки дестабилизации ситуации в республике, вербовки молодежи. Мы победили международный терроризм, уничтожили, прогнали или упрятали за решетку псов Ада… Бандиты снова стремятся пролить кровь, но их попытки обречены на провал… И мы никому не позволим нарушить покой наших граждан», — написал Кадыров в своем Instagram.
Распоряжение главы ЧР прозвучало после трагедии в городе Шали, где в ходе ликвидации боевиков погибли сержант полиции Али Муслимханов и сотрудник ППС УМВД Ислам Яхаджиев. Личности нападавших установлены. Двое из трех боевиков находились в федеральном розыске. Известно, что группой бандитов руководил уроженец Шали Магомед Рашидов, в течение трех лет воевавший в составе ИГИЛ* в Сирии.
Отметим, что Кадыров лично руководил операцией по нейтрализации банды. «После полуночи вернулся из города Шали, где проводилась спецоперация против особо опасных террористов. В центре города сотрудники полиции предприняли попытку остановить подозрительных лиц, приближающихся к посту. В ответ на предложение предъявить документы, они открыли огонь и бросили гранату», — рассказал глава Чеченской республики.
Комментируя случившееся, Кадыров упрекнул «сердобольных умничков», которые выступают против ужесточения борьбы с терроризмом. По его мнению, такие люди действуют из корыстных побуждений. «Чем больше жертв среди сотрудников полиции, госслужащих, религиозных деятелей, тем больше шансов получить новые контракты от зарубежных фондов и иностранных посольств», — считает Кадыров. При этом он призвал родственников террористов выдавать их полиции, либо нести ответственность за их действия.
Последнее уже происходит. После нейтрализации боевиков в Шали там состоялся народный сход. В нем приняли участие как родственники уничтоженных террористов, так и те, чьи близкие в разное время стали их жертвами. По информации телеканала ЧГТРК, итогом схода стало единогласное решение жителей Шали выселить родственников террористов из города. Кроме того, известно, что отец главаря боевиков проклял своего сына.
События в Шали стали продолжением череды спецопераций против радикального исламистского подполья, проводимых в республике. Значительный резонанс получила информация о перестрелке в Грозном 17 декабря. Тогда группа вооруженных людей совершила разбойное нападение на сотрудника ДПС и завладела его автомобилем. Четверо бандитов было уничтожено. Кадыров лично выезжал на место происшествия. Всего же, по данным СМИ, за полтора месяца боевики вступали в столкновение с силовиками восемь раз.
Упомянутые события случились на фоне активизации расследования покушения на главу Чеченской республики, случившегося осенью 2016 года. Об этом накануне написала «Новая газета». По данным издания, в конце января Следственный комитет ЧР возбудил по этому факту уголовное дело по статье 277 УК РФ — «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». Речь, якобы, идет о кровной мести. На основании этого факта «Новая газета» делает вывод, что «чеченская элита расколота» и это может отразиться на стабильности региона.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев сомневается в достоверности информации и выводов «Новой газеты».
По его словам, чеченское общество «более современное, интеллектуальное и свободное», чем это можно представить себе, если судить по публикациям этого издания. Взгляд на Чечню как на архаичную территорию, где правят законы кровной мести не верный, считает эксперт.
По мнению Силаева, возможно, в регионе есть «определенная усталость» от военизированного стиля руководства. При этом эксперт уверен, что руководство Чечни понимает проблему.
Также Силаев обратил внимание, что о предполагаемом «конфликте между Кадыровым и Ямадаевым» общественность знает только из публикации в «Новой газете». Но в уголовном деле упоминается лишь тот человек, который проходил по другому делу — об убийстве Исы Ямадаева. «Для меня все это довольно мутно. Может быть, это как раз попытка поссорить Ямадаева и Кадырова?» — задается вопросом эксперт.
Заместитель министра Чеченской республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Екатерина Курашева поделилась с «СП» личным опытом жизни в ЧР. По ее словам, в Грозном сейчас более безопасно, чем в Москве, а сам регион является «форпостом» борьбы с терроризмом.
— Всегда найдется тот, кто скажет, что все плохо. Это из той же категории, как и любовь-не любовь, например, к Москве. Чечня в этом похожа. Когда четыре года назад я переезжала сюда из столицы, многие мои знакомые, самого разного уровня, социального статуса, сомневались в моем выборе. Причем против выступали в основном те, кто ни разу в Грозном и в Чечне не был. Не ходили, не гуляли, своими глазами не видели. А их мнение было сформировано исключительно СМИ.
Давайте говорить прямо: Чеченская республика — это настоящий пример того, что терроризм можно победить. Вспомним прошлые годы: в момент, когда все внутренние конфликты были исчерпаны, сюда понаехали всевозможные паразиты, коверкающие ценности ислама, и пытались воспользоваться политической ситуацией. Сейчас же это уже не просто стабильный регион, но форпост в деле защиты России от любых «дурных влияний».
Здесь есть колоссальный опыт борьбы с этим. Эта работа ведется постоянно. Результат сказывается на повседневной жизни. Я с трудом могу себе представить, что чувствовала бы себя в безопасности в Москве, если бы пошла в ближайший ночной магазин, допустим, за молоком. Здесь я даже не задумываюсь об опасности. Могу в любое время суток сесть на велосипед и прокатиться по улицам города. Меня в жизни здесь никто не тронет.
«СП»: — Но иногда мы видим информацию о той или иной спецоперации против боевиков…
— Что касается сообщений о результативных спецоперациях, которые появляются в последнее время, так это правильно. Неужели было бы лучше, чтобы мы молчали? Мы показываем, что работа ведется. Операции достигают своих целей. Напротив, надо сказать спасибо профессиональным военным, которые выросли, воспитаны здесь. Кстати, Рамзан Ахматович лично участвует в спецоперациях, как человек с колоссальным опытом. Благодаря таким действиям, террористы не проникают дальше в Россию.
Если говорить об информационном шуме, например, о том, что в Чечне стреляли в центре города 17 декабря, то в российских городах тоже, бывает, стреляют по разным причинам. Вопрос, раздувается ли это в том или ином свете или не раздувается. СМИ любят любую муху, которая не так себя повела в Чеченской республике, превращать в огромного слона, вооруженного до зубов. Это же такая «вкусная» тема!
«СП»: — Что скажете о последнем материале в «Новой газете» о расследовании покушения на Рамзана Кадырова?
— При всем уважении к профессиональному труду журналистов «Новой газеты» они всегда были противниками руководства Чечни. Они до сих пор относятся к той части прессы, которая уп-о не признает позитивных изменений в республике. Мы регулярно сталкиваемся с негативными материалами. Я сама работала в журналистике, знаю, о чем говорю. Если бы здесь было плохо, я бы здесь не осталась. Меня ничто не держит, кроме моего желания. Я обычный госслужащий.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.