Президент Путин сказал, что народ сам должен решить, как называться этому супер-мосту — Керченский или Крымский. С названием пока не определились, однако талисман у мостостроителей до сих пор был один. Это самый знаменитый кот России — 5-килограмовый рыжий здоровяк с белыми лапами и полосатым хвостом. Официально его зовут Кот Моста, в просторечье Мостик. Впрочем, за пригоршню черноморских креветок номенклатурный котяра вполне отзывается на Ваську.
На Всемирный день кошек 1 марта он получил две порции креветок, целую миску любимого лакомства. Имея штатный трехразовый харч, на праздничное угощение не набросился, дал журналистам время на фотосессию. Похоже, давно забыл, как голодным и ободранным шлялся по косе Тузла. Спасли мужики с первого строительного КПП. Приютили, обогрели, познакомили с начальством. Так началась стремительная мяу-пиар-карьера.
«Инстаграм», «ВКонтакте», «Фейсбук» — целый список аккаунтов в соцсетях, где Мостик ежедневно показывает и рассказывает, как идет строительство моста между Таманью и Крымом. Оперативно отслеживает ход работ, делится новостями с множеством своих подписчиков. По факту страна знает Мостика лучше, чем руководителей этой грандиозной российской стройки.
Увы, есть одна проблема. Что делать, когда в конце 2018 года по мосту запустят движение?Строительство ведётся в строгом соответствии с графиком. Уже вбиты 4.250 свай и семи тысяч, предусмотренных проектом. Профинансировано 116 миллиардов рублей — больше 50% от суммы госконтракта. На март заказчиком ФКУ Упрдор «Тамань» приняты фактически выполненные работы на сумму 55 миллиарда рублей.
То есть, неумолимо приближается конец стройки. И тогда кошачья жизнь реально изменится. Уедут добрые люди в монтажных спецовках. На стремительных въездных хайвеях, в мелькании проносящихся мимо машин вряд ли найдется привычное место для рыжего котофея.
Да, уже есть несколько строительных бригад, заявивших, что возьмут рыжего на новые объекты. В сети тоже немало желающих забрать себе домой такого знаменитого усатого- полосатого. Но раз так, получается, сам Крымский мост останется без талисмана?
Ответ пришел вместе с весной. Новым талисманом станут дельфины! Пусть пока вторым, зато навсегда. Невероятное событие переживает акватория Керченского пролива. В зону моста зашло небывалое количество дельфинов. Прежде всего, белобочки и черноморские афалины.
Специалисты фиксируют у мостовых объектов более тысячи морских млекопитающих. Дельфины становятся настоящими спутниками строительства. Конечно, они любопытные умняшки. Однако есть вполне конкретное объяснение их интересу к объектам на керченском фарватере.
Дело в том, что по сравнению с осенью 2015 года количество рыбы в районе стройки выросло в 10 раз. Спецы-ихтиологи связывают такой рост с увеличением кормовой базы. Все просто: дно пролива илистое, зато на сваях, погруженных в теплое мелководье, активно развивается морская растительность. Водоросли — отличный корм для сингиля и лобана. Это рыбы семейства кефалей, самая желанная дельфинья добыча.
Кроме разнообразных кефалей, от Таманского до Динского заливов тучными косяками ходят барабуля, ставрида, хамса, скаты и четыре вида бычков — кругляк, травяник, песочник и мартовик. Конечно, бычки не сравнить с лобаном, самым крупным из серых кефалей, но тоже вкусно.
За время строительства моста сингили и лобаны изменили миграцию, сосредоточившись у границ Керчь-Еникальского канала. Как итог, дельфины максимально эффективно охотятся именно в этом районе моря. И вовсе не собираются изменять такой аппетитной традиции.
Чаще всего появляются белобочки. За сутки наблюдений в акватории Керченского пролива их обычно бывает до 800 особей. Следом идут около 200 черноморских афалин. Есть и гости с Азовского моря. Небольшими группами по 10−15 голов в пролив уже заглядывают дельфины-азовки или, как еще называют, морские свиньи-«хамсятники».
В общем, выбор конкретного персонажа на роль второго талисмана моста весьма широк. Если позволено автору высказать собственное мнение, самый красивый и обаятельный — большая афалина. Например, способность к эхолокации и интеллектуальному распознанию звуковых сигналов изучалась именно на афалинах. Хотя ничем не хуже симпатичные морские долгожители-белобочки.
А какое удовольствие будет ехать через мост, наблюдая картину резвящихся дельфиньих стай! Теперь говорят, для мостовых въездов придется выдумывать новый дорожный знак. Своего рода предупреждение водителям, чтобы смотрели на дорогу, а не крутили головами в восхищении от дельфинов, как пассажиры.
Быть может, сюда придет знаменитый белый дельфин — хозяин бухт Судака и Нового Света. Уже шестой год трехметровый красавец-афалина вызывает бурный восторг местных жителей и курортников Восточного Крыма. Белый самец близко людей не подпускает. Другие дельфины игривы, к ним можно подплыть на расстояние вытянутой руки, а этот всегда держится в стороне. Вместе с детенышами ни разу не показывался, такой себе одинокий красавец-мужчина. Но следом обычно идет стая от полусотни голов.
Даже странно, но грохочущие механизмами, беспрерывно ухающие гидравлическими молотами-сваезабивателями, берега, море и небо Керченского пролива переполнены жизнью. «Район строительства продолжает оставаться важным узлом сосредоточения мигрирующих и зимующих видов птиц. Зарегистрировано значительное увеличение видового состава куликов, обнаружены крупные скопления лысухи, установлен высокий уровень численности многих видов чайковых, в том числе видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края», — отчитываются экологи.
Так оно и есть. Вокруг великолепная рыбалка, а птичий гомон порой реально заглушает гул мостостроительной техники. Для мигрирующих и зимующих пернатых на особых компенсационных участках установлена сотня плотов, кормушек, искусственных гнездовий. Широкую программу поддержки керченской фауны собираются продолжить в процессе эксплуатации мостового перехода.
— Такого грандиозного объекта, как мост через Керченский пролив, и по масштабам, и по значимости — у нас в стране нет. Потому внимание к объекту у нас, безусловно, особое, — отмечает глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алёшин. — По срокам, а главное, по качеству строительства объект находится на очень хорошем уровне.
Напомним, в соответствии с федеральным графиком начало автомобильного движения по мосту запланировано на декабрь 2018 года. Поезда запустят ровно через год.