Мы продолжаем серию материалов о том, как борются с проституцией в бывших странах соцлагеря и Европы. Очередь дошла до Болгарии и выяснилось, что эта проблема больше касается России.
Последние несколько лет Болгария является беднейшей страной ЕС — с предпоследнего места ее вытеснила даже Румыния. Падение в этом рейтинге связано с крайне низкими темпами роста экономики. Одна из основных причин происходящего — разгул криминала. В Болгарии есть место всему — контрабанде, наркотикам, но самые большие доходы криминальным боссам приносит проституция. По официальным данным, страна лишь немного отстает от Румынии по количеству поставляемых в ЕС проституток, при этом внутри самого государства секс-услуги предлагают практически повсеместно. Официальные власти не отрицают наличие проблемы. Последние годы государство пытается взять эту сферу под контроль, предварительно полностью легализовав ее. Пока вопрос окончательно не решен. Так что на данный момент основным регулятором рынка проституции остается мафия. Вопрос только в том, чья? В самой Болгарии на этот счет имеется собственное мнение.
Руками русской мафии
Сотрудник Национальной комиссии по борьбе с торговлей людьми Камелия Димитрова считает, что прежде чем легализовать проституцию, надо вытеснить из этой сферы криминал. Во-первых, резко снизится процент девушек, занимающихся проституцией, так как, по ее мнению, около половины этих людей вовлечены в деятельность путем обмана или принуждения. Во-вторых, такой шаг сократит поток, выезжающих за границу дам, вместо этого они будут работать дома, что полезно, в том числе и для бюджета.
«СП»: — Проституция в Болгарии разрешена?
— Проституция не является преступлением. Но законодательно она не регулируется. То есть женщина или мужчина имеют право зарабатывать себе таким способом на жизнь, при этом они не платят налоги, и не обязаны проходить медицинское обследование. Преступлением является организация борделей.
«СП»: — Почему бы тогда полностью не легализовать этот вид деятельности?
— Сейчас это очень опасно. Узаконив бордели, мы рискуем легализовать сутенеров. Несмотря на закон, очень мало людей занимается вольной (работают без сутенера — Прим.) проституцией. Большинство вынуждено работать на сутенеров. А это — люди из криминала. В большинстве случаев они жестоко эксплуатируют своих жертв. Такую деятельность мы не можем узаконить.
«СП»: — В одном из отчетов вашего ведомства указывается, что Болгария является одним из лидеров по поставкам проституток в Евросоюз. Так ли это?
— Да, это достоверная информация, и мы не можем не замечать этого. Мы пришли к таким выводам, благодаря расследованию Интерпола. Так же мы выяснили, что преступники, пользуясь социальной уязвимостью цыган, часто вывозят заграницу несовершеннолетних девушек-цыганок. Только за последние несколько лет мы выявили больше трехсот случаев вовлечения в проституцию несовершеннолетних. Я думаю, что реальное число таких случаев невозможно установить. С другой стороны, в последнее время наблюдается рост спроса на молодых мужчин. Например, в 2015-ом году около 20% вывезенных за границу несовершеннолетних были мужчинами.
«СП»: — Вы упоминали криминал. Кто в основном вовлекает людей в проституцию?
— Мафия. У нее есть большое количество вербовщиков, агентов. Все это приносит сотни миллионов евро. Эту систему сложно разрушить, потому что она контролируется самым крупным в мире преступными организациями.
«СП»: — То есть проституция в Болгарии контролируется не только болгарскими, но и иностранными преступниками?
— Конечно. Мы даже редко арестовываем этнических болгар за такие преступления. А вот иностранцы продолжают приезжать. В последние пятнадцать лет очень сложная ситуация с русской мафией. Как мы установили, она практически полностью подчинила себе болгарский криминал. Российские преступники в стране находятся давно, но раньше они занимались воровством, заказными убийствами и наркотиками. Сейчас же мы наблюдаем другой вид ее деятельности.
«СП»: — С чем связано то, что русская мафия решила так переквалифицироваться?
— Ответ простой. За последние пять лет количество российских женщин, занимающихся проституцией в Европе, сильно сократилось. Мы точно не знаем, с чем это связано. Но очевидно, что из-за этого преступники теряют свою прибыль. Я думаю, что именно поэтому русская мафия захватывает болгарский рынок. Таким способом она компенсирует свои убытки. Это наносит большой вред.
«СП»: — Собирается ли Болгария с этим бороться?
— С организованной преступностью всегда трудно бороться. Но это делать необходимо. К сожалению, наши правоохранительные органы не очень тесно работают с российскими коллегами. Я считаю, что для борьбы с международной преступностью надо это изменить. Ведь те люди, что ответственны за многие преступления здесь, постоянно проживают в России. Большую часть работы за них тут делают болгарские преступники, под руководством российских представителей. Сколько бы мы ни арестовали рядовых членов криминальных группировок, новые опять появятся, пока на свободе лидеры мафии. Вот их-то и надо изолировать. В этом заинтересована не только Болгария и Россия, но и другие страны.