Российский миллиардер Владимир Потанин может потерять часть своего состояния, которое ему принесли активы, приобретенные на залоговых аукционах в 1990-х. Это случится, если суд удовлетворит требования его бывшей супруги — Натальи Потаниной по новому иску к олигарху. Об этом пишет «Форбс».
Предметом иска экс-супруги стали права собственности на «Норильский никель» и «Полюс золото». Она требует признать общим имуществом супругов и разделить акции иностранных компаний Pharanco, Bektanco, Decoso и Lovenco, через которые осуществляется контроль над российскими активами. Общая сумма иска — 849,2 млрд рублей. Потанина требует денежную компенсацию за свою долю.
Ранее она намеревалась передать отсуженные у бывшего супруга акции в управление государству. «Я не хочу быть его партнером. А государство мой бывший супруг уважает», — заявила бывшая супруга. Очевидно, теперь, когда речь идет уже не об акциях, а о денежной компенсации, государство не сможет восстановить даже косвенный контроль над комбинатом. Юристы Потаниной осенью 2014 года начали судебный процесс на Кипре, в расчете добиться ареста части активов олигарха. Однако спустя год суд Лимасола отказал в рассмотрении иска, решив, что имущественные претензии должны рассматриваться в России. После этого сторона экс-супруги сосредоточилась на судебном разбирательстве в российской юрисдикции.
Однако, российский суд делить акции компаний олигарха отказался. Наталья Потанина смогла получить лишь сравнительную небольшую компенсацию: три земельных участка в Подмосковье и несколько сот миллионов рублей за долю в московской квартире. Это решение было оспорено в Верховном суде и он частично его отменил, вернув дело в Мосгорсуд.
«Норильский никель» считается основным активом, которым владеет олигарх. В 1995 году в ходе залогового аукциона за приобретение контроля над ним было заплачено около 180 млн долларов. По мнению, бывшего зампредседа Счетной палаты Юрия Болдырева сделка была «притворной» — реальная стоимость комбината была гораздо выше, так как только объем его годовой прибыли составлял 1,5 млрд долларов.
По данным «Форбс», Потанин занимает восьмую строчку рейтинга российских миллиардеров. Его состояние журнал оценивает в $ 14,3 млрд долларов. Досудебная подготовка по иску Натальи Потаниной к Владимиру Потанину о разделе имущества назначена на 14 июня.
Председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов сомневается, что Потаниной удастся отсудить половину активов олигарха.
— По общему правилу имущество, которое является совместной собственностью супругов, при разводе делится в равных долях.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса к имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся в том числе доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое в период брака имущество. Независимо от того, на чье имя оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Соответственно, если акции были приобретены в период брака, то они являются совместно нажитым имуществом. Однако они должны принадлежать супругу, а в данном случае это требование формально не выполняется. С коммерческими активами всегда сложнее. На практике коммерческие активы редко подлежат разделу, чаще всего при разводе отдается часть недвижимости и определенная сумма денег.
Сказать о перспективах дела сложно, так как исход будет зависеть от того, на каком основании Потанина снова подает заявление о разделе. Если у нее появились какие-то новые данные, позволяющие говорить о разделе конкретного актива, то, возможно, шансы на удовлетворение требований и есть.
А вот адвокат, специалист по бракоразводным процессам и разделу имущества Екатерина Духина, напротив, считает, что перспективы у Натальи Потаниной хорошие.
— Поровну делится то имущество, которое было нажито в браке или передано одной из сторон брачным договором. В случае, если специальным соглашением не установлен какой-то иной порядок. Акции, доли, облигации также являются совместно нажитым имуществом, подлежащим разделу.
«СП»: — Если брак заключен в российской юрисдикции, а компании, которые владеют российскими активами супруга, зарегистрированы в иностранной юрисдикции, например, на Кипре, как это влияет на раздел активов?
— Я много раз сталкивалась с подобными случаями в своей работе. Неважно где находится имущество или активы, если речь идет о супругах — гражданах России или если хотя бы один из них россиянин. Они также имеют право разделить это все поровну.
Когда речь идет об иностранных юрисдикциях основная проблема, как правило, возникает с исполнением решений о взыскании денежных средств. И именно поэтому госпожа Потанина поступила, на мой взгляд, умно — она обратилась в суд не за физическим разделом акций компаний, а о взыскании компенсации за свою долю, исходя из той оценки, которую эксперты предоставили. Она просит взыскать эту огромную сумму в связи с тем, что достаточно проблематично было бы исполнить решение о фактическом разделе этих акций и введении ее в управление бизнесом.
Эта практика достаточно частая в Российской Федерации. Она подкреплена решениями пленумов Верховного суда. Фактически, это единственный вариант, когда можно добиться своего без «вступления в бой» на чужой территории.
Кроме того, надо учесть, что иностранные юрисдикции уже давно и успешно исполняют так называемые обеспечительные меры. Например, меры по замораживанию активов. Это может случиться и в данном случае, если г-жа Потанина параллельно с исковыми требованиями в России заявит их в другой юрисдикции. Например, в английском арбитраже или на территории Кипра.
В моей практике суды Кипра не раз и с удовольствием накладывали аресты на имущество противоположной стороны до того момента, пока не будет получено удовлетворение в случае положительного исхода дела. Предположу, что новая стадия этого спора будет развиваться подобным образом.
«СП»: - Может ли обращение Натальи Потаниной в иностранные суды ударить по бизнесу ее бывшего супруга?
— Конечно. Это будет удар и в случае, если акции предприятий свободно котируются на бирже. А второй момент такой… Потанин довольно активен на международной арене и это означает привлечение кредитов иностранных банков, в том числе под залог его акций. Это может привести к преждевременному дефолту по одному из таких обязательств. Если, конечно, они существуют. Но вообще, для наших бизнесменов привлечение денег из-за рубежа — обычная практика.
«СП»: — Есть ли какие-то прецеденты, чтобы столь масштабные требования были удовлетворены?
— Ну, вот, например, бизнесмен Фархад Ахмедов, который судился недавно в Лондоне. Там очень крупную сумму присудили выплатить его бывшей жене (около 585 млн долларов при общем состоянии бизнесмена в 1,3 млрд долларов — Авт.). Очень яркий пример. Причем, речь идет именно о выплате в деньгах. У нас, в России, сейчас бизнесмены как правило идут на это.
В свою очередь политолог Борис Кагарлицкий обращает внимание на проблему неправедной приватизации, в результате которой Потанину достался контроль над «Норильским никелем».
— Сейчас уже нет смысла просто говорить о пересмотре итогов приватизации, потому что они «внутри» капитализма и уже несколько раз пересмотрены, исходя из интересов новой российской буржуазии. Сейчас нужна принципиальная констатация того факта, что приватизация была незаконной, жульнической и грабительской. Впоследствии это может стать идеологической, и даже правовой основой будущей национализации.
Нужно создавать условия для возрождения государственного сектора экономики и в том числе, определять какие отрасли или отдельные предприятия, исходя из общественных интересов, должны быть возвращены в госсобственность. Это должно иметь стратегический характер. То есть следует исходить даже не из того, как было приватизировано то или иное предприятие, а из того, какие задачи оно будет решать в будущем.
Популяризация тезиса о том, что приватизация была несправедлива, однажды поможет облегчить дело будущей конфискации и с юридической, и с моральной точки зрения. Например, в вопросе выплаты компенсации собственникам. По моему убеждению, этого делать не нужно, так как изначально собственность была у общества похищена в точности с формулой Прудона о том, что «собственность — это кража».
«СП»: — Некоторые российские политики предлагают разовый налог на полученные в ходе приватизации активы. То есть, заплатив некую сумму Потанин смог бы закрепить за собой «Норникель» навечно. Ваше отношение к этому?
— Это способ узаконить правонарушения, способ откупиться от правосудия и от общества. Обществу для развития нужны не деньги, которые могут обесцениться, а сильный госсектор. Никаким другим способом в условиях периферийного капитализма ускорить развитие страны нельзя. Это уже исторический факт. А для этого надо забирать основные фонды — сами предприятия, концентрируя в руках государства, в том числе и кадры, и землю. Именно материальные ресурсы помогут развитию.