8 августа должно состояться рассмотрение уголовного дела против экс-начальника отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Химкинского городского суда Александры Щедриной, которая сначала лишилась работы, а теперь и вынуждена отвечать в суде за то, что возглавляемый ею отдел выдал Андрею Еремину оригинал расписки о взятии в долг 10 миллионов долларов, признанный впоследствии фальшивкой.
писала «Новая газета», осенью 2014 года коллекционер Андрей Еремин после возвращения в Москву из-за границы нашел в почтовом ящике несколько повесток из Химкинского горсуда Московской области. Прибыв в суд, коллекционер узнал, что еще 28 августа суд рассмотрел иск Константина Вачевских, утверждавшего, что 27 февраля 2014 года он одолжил Еремину на месяц десять миллионов долларов. Именно расписка и стала главным доказательством Вачевских.
Самого Константина Вачевских в декабре 2014 года задержала оперативно-следственная бригада сотрудников МВД, прилетевшая в Москву из Хабаровска, после чего скандально известный бизнесмен был доставлен в СИЗО этого дальневосточного города. В УМВД Хабаровского края было возбуждено уголовное дело в отношении Вачевских по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, фактически являясь владельцем ОАО «Амурский кабельный завод» («Амуркабель»), Константин Вачевских, чтобы не возвращать кредит местному отделению Сбербанка на сумму 517 млн руб., перекинул активы предприятия на другие юрлица. В результате кредит так и не был погашен.
Кроме того, ещё в марте 2014 года руководители трех российских банков — Сбербанка, Альфа-банка и Нового московского банка, а также руководитель «Северстали» обратились с открытым письмом к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой взять под личный контроль расследование в отношении бенефициара ГК «Металлоинвест-маркет» Константина Вачевских, потому что проверка заявлений банков и ОАО «Северсталь» о «мошеннических действиях» Вачевских «ведется ненадлежащим образом».
Но вернемся в Химки и Химкинский горсуд. Андрей Еремин захотел лично ознакомиться с распиской, которую, по его словам, он не давал Вачевских. Оригинал расписки был ему предоставлен секретарем канцелярии Химкинского горсуда Тереховой. В этом месте Александра Щедрина, как руководитель отдела, видимо, и совершила главную ошибку, если исходить из логики председателя Химкинского городского суда Вадима Агеенко. 12 декабря Щедрина была уволена без проведения служебной проверки «за грубое нарушение служебных обязанностей и вред, причиненный государственному органу». Также Агеенко потребовал возбудить уголовное дело в отношении Щедриной по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), передав материалы в ГСУ СК РФ по Московской области.
14 января 2015 года ГСУ СК РФ отказало в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления, более того, в следственном комитете подчеркнули, что действия Щедриной А. В. и Тереховой Л. А. «способствовали раскрытию совершенного в отношении Еремина А. Н. преступления», так как оригинал расписки Еремин «предоставил в правоохранительные органы с целью защиты своих законных прав и интересов». Расписка была признана подложной, и в отношении истца Вачевских К. Ю. было возбуждено уголовное дело.
В самом деле, Андрей Еремин обжаловал решение Химкинского горсуда в Мособлсуде, почерковедческая экспертиза показала, что расписка написана кем-то другим, а проверить подлинность подписи Еремина невозможно. Заодно коллекционер отправил расписку в экспертно-криминалистический центр УМВД по Хабаровскому краю, где ее тоже признали фальшивой и добавили еще один эпизод в дело Вачевских.
Тем не менее, Верховный суд России отменил решение Мособлсуда, Химкинский городской суд опять принял решение в пользу Вачевских, второй раз признав подлинной расписку, которую дважды назвали фальшивкой эксперты. Попутно против Александры Щедриной 1 июня 2016 года было возбуждено уголовное дело уже в МВД. При этом, с иском к ней обратился и Вачевских, оценивший свой ущерб от действий сотрудника суда в 5 миллионов долларов.
По словам самой Щедриной, прокуратура четыре раза отказывалась возбуждать против нее дело, также она отмечает, что подверглась серьезному психологическому давлению. Кроме того, летом 2015 года ее обокрали. Действия грабителей бывшая сотрудника Химкинского горсуда связывает именно с делом о расписке и угрозами в свой адрес.
Не совсем понятно, почему Химкинский горсуд, не доверяя экспертизам, произведенным по инициативе ответчика, не решил провести экспертизу самостоятельно, ведь речь идет о достаточно серьезной сумме, и, наверное, логично было бы тщательнее разобраться в деле с 10 миллионами долларов наличными, которые только в качестве бумаги занимают немало пространства. Как сообщает «Новая газета», поднимая вопрос «технологии передачи центнера долларов», на очной ставке «Константин Вачевских не смог вспомнить, когда, где и при каких обстоятельствах он передавал деньги».
Но Химки продолжают верить в расписку и не нуждаются в других доказательствах. Помимо двух решений местного горсуда 30 июня 2017 года в химкинском следственном отделе управления СКР по Московской области возбудили дело против Еремина, которого считают виновным в инициации судебной тяжбы с целью не отдавать Вачевских деньги. 22 июля Андрей Еремин был задержан и доставлен в Химкинский горсуд, который избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста.
Что же, выходит, сядут все? Истец, ответчик, экс-сотрудница суда. Или только последняя, позволившая этой расписке преткновения переместиться из надежных химкинских судебных хранилищ в руки экспертов. Которые и разрушили всю идиллию Химкинского горсуда и Константина Вачевских из хабаровского СИЗО.
Впрочем, есть надежда, что справедливость в данной непростой истории восторжествует. За дело взялся известный российский адвокат Павел Астахов. Он лично контролирует это дело, как отметили адвокаты его коллегии. Один из них — Виктор Данильченко -прокомментировал правовую коллизию для «СП».
— Существует инструкция, в которой расписан порядок выдачи оригиналов документов. Это должно осуществляться с разрешения судьи, который рассматривал дело. Если подходить формально, порядок был нарушен. Но мы не знаем, как было заведено в суде. Не исключено, что часто процедура проходила по упрощенной схеме, чтобы не беспокоить судью. Но очень важно то, что Терехова сделала ксерокопию этой расписки и вместе с заявлением приложила к материалам дела. И это очень помогает следствию. Потому что если бы подлинник расписки каким-то образом исчез, ситуация очень осложнилась бы. Но сейчас у нас есть подлинник расписки, который находится в материалах уголовного дела против Вачевских, и есть копия. По оригиналу была проведена экспертиза, которая четко ясно установила, что и подпись, и почерк не принадлежат Еремину.
В итоге у нас возникла коллизия. Есть две экспертизы, которые говорят о том, что расписки писал не Еремин, и есть еще одна в материалах гражданского, а не уголовного дела, но она сделана только по подписи и по копии. Но по копии такие экспертизы не проводят. Теперь в этой запутанной ситуации разбирается Хабаровский суд.
«СП»: — А изначально экспертиза по этой расписке вообще не проводилась?
— Насколько я понимаю, дело рассматривалось в отсутствии Еремина. Он в тот момент находился за границей, ему присылали повестки, которых он, естественно, не получал. Поэтому он даже не мог свидетельствовать о том давал он эту расписку или нет, не говоря уже об экспертизе. Только когда Еремин вернулся, он занялся обжалованием решения суда, получил оригинал расписки, после чего началась вся эта эпопея.
«СП»: — На какой исход дела вы рассчитываете?
— Сейчас суд рассматривает дело Еремина и Вачевских, и, конечно, мы надеемся, что удастся доказать факт мошенничества последнего, хотя, безусловно, решать будет суд. Что касается Щедриной, надеюсь, суд примет во внимание все обстоятельства дела. Возможно, она нарушила какие-то формальные процедуры, но в конечном итоге даже помогла делу, сделав копию расписки и приложив к материалам. Потому что без этого, если бы с оригиналом что-то случилось, все запуталось бы еще больше.