Кадыров запретил чеченцам разводиться - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Кадыров запретил чеченцам разводиться - «Общество» 02:01 Вторник 0 408
29-08-2017, 02:01

Кадыров запретил чеченцам разводиться - «Общество»


Кадыров запретил чеченцам разводиться - «Общество»

Материал комментируют:

Саида Сиражудинова

Рамзан Кадыров потребовал от своих подчиненных, чтобы в Чечне вновь сошлись все разведенные супруги. За полтора месяца удалось «помирить» почти тысячу распавшихся семей. Но насколько прочными они будут, если между супругами порой остаются неразрешимые жизненные противоречия?!

Примиритесь именем Аллаха!

В западной прессе произошел очередной всплеск интереса к чеченскому обществу и персонально Рамзану Кадырову. В течение недели огромные статьи, посвященные Чечне, были опубликованы в ведущих медиа, таких как BBC, Radio Liberty, The Telegraph, Independent, The Times, The weekend Australian…

Все они залпом выдали сообщения о том, что в Чечне по требованию Рамзана Кадырова начали создавать Штабы по гармонизации брачно-семейных отношений. В них входят чиновники местных администраций и исламские богословы (муллы и кадии), основная задача которых — помирить разведенных супругов и попытаться воссоединить семью. Причем абсолютно неважно, как давно был оформлен развод — год или семь лет назад.

По словам руководителя аппарата Духовного управления мусульман Чечни Супьяна Курбанова, в самых сложных случаях (когда бывшие супруги заявляют членам комиссии, что между ними некие «непримиримые противоречия»), приходится подключать также старейшин и родственников.


Также в местных администрациях созданы «Горячие линии», куда может позвонить любой из бывших супругов и попросить помощи чиновников.

Бывает и такое, что жене приходится возвращаться к мужу, который после развода уже женился второй раз — и тогда она становится второй женой. Главная задача воссоединения семей (по крайней мере, как объявил Кадыров) — это забота о детях, которые вынуждены воспитываться в неполных семьях, либо с неродными родителями.

По словам Кадырова, именно такие дети больше всего подвержены влиянию экстремистской пропаганды. Поэтому к такой тонкой работе, как примирение супругов, привлекают… даже правоохранителей.

21 августа на ГТРК «Грозный» вышел сюжет о работе штабов по гармонизации брачно-семейных отношений: как отчитался директор Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Рустам Абазов, удалось воссоединить уже 948 распавшихся семей (еще 6 августа государственный телеканал сообщил о 639 воссоединенных семьях, а 14 августа — о 817 парах).

Чиновники против традиций?

Вообще, на ГТРК «Грозный» реализации программы, придуманной Кадыровым, рассказывают почти ежедневно. И вот несколько живых примеров, о которых поведали журналисты государственного телевидения.

Марьям Очерхаджиева и Иса Идрисов из Грозного в браке прожили 11 лет, у них несколько детей (муж старше супруги на двадцать лет). Три года назад они разошлись из-за того, что не нашли общий язык по поводу «квартирного вопроса». Дети остались у отца — это для патриархального чеченского общества абсолютно нормальная ситуация, так требуют адаты (обычное право). После визита «примирительной» комиссии женщина вернулась к мужу.

Мансура Чинхоева из Грозного жена также оставила три месяца назад, вместе с четырьмя детьми (двое из них — инвалиды). После того, как оба бывших супруга побывали на заседаниях «семейного» штаба, они согласились снова жить вместе.

Мадина Хасанова из села Давыденко была замужем 13 лет, три года назад она развелась с мужем. Дети также остались у него. Но сейчас женщина возвращена обратно в семью.

Хеда Висингериева из Серноводского ушла от мужа больше года назад, их общая дочка все это время жила у бабушки. Сейчас семья также воссоединилась.

У Хавы Юсуповой из Серноводского семеро детей, в разводе она 13 лет, и все это время муж практически не принимал участия в их жизни. Но теперь, как рассказывают в сюжете на ГТРК «Грозный», семья должна воссоединиться. Обзавелся ли за эти 13 лет бывший супруг новой семьей или нет, тележурналисты не сообщили.

Элизу Якшатову из селения Катыр-Юрт выдали замуж в 19 лет за односельчанина-ровесника, но очень быстро молодые люди разбежались. И снова тележурналисты не рассказывают о традициях: молодые люди до свадьбы зачастую не просто не знакомы, но даже ни разу не виделись.

Естественно, у молодоженов могут оказаться абсолютно разные характеры и интересы — вот и быстро разбегаются. Если их попытаться насильно «примирить», вряд ли такой брак будет крепким и долгим. Как и те семьи, в которых продолжают тлеть серьезные бытовые конфликты: муж бьет жену, унижает ее, нигде не работает…

«Ислам дает право на развод»

С просьбой прокомментировать инициативу Кадырова «Свободная пресса» обратилась к нашему постоянному эксперту по вопросам кавказских традиций, президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саиде Сиражудиновой.

«СП»: — Саида Валерьевна, как вы относитесь к тому, что «воссоединением» распавшихся семей занимаются не психологи, а муллы и чиновники?

— Подобные факты лишь еще раз подчеркивают специфику северокавказского общества, с его традиционностью и спором между религией, адатами и законом, попеременно выигрываемым каждой из «сторон».

Инициатива, связанная с примирением семей, может быть, важна, но она должна быть своевременной: она должна выступать как медиация, с привлечением статуса и авторитета специалистов, своевременного вскрытия проблем семьи и их решения в меру возможностей. Поэтому работать с семьями надо, но здесь важно не переусердствовать.

Развод — это трагедия для семьи, а совокупность разводов — трагедия для общества. Бывают браки, которые можно спасти, и которые даже нужно спасать. Сюда можно отнести необдуманные разводы, скажем так, «на эмоциональной почве», разводы из-за небольших и разрешаемых разногласий, разводы из-за вмешательства родственников.


«СП»: — Чеченские богословы, комментируя инициативу Кадырова, ссылаются на шариат: мол, развод — худшее из разрешенного в исламе.

— Для любой чеченской женщины развод несет массу нежелательных последствий, и это отчаянный шаг и большой риск. Но бывают случаи, когда совместная жизнь невозможна, кода существует угроза физического насилия или морального уничтожения личности. И, в подобных случаях, заставить людей вновь сойтись невозможно и опасно. Не зря ислам дает право на развод.

«СП»: — Считается, что права женщины в чеченском обществе почти не защищены. Вот недавняя история: в Курчалоевском районе отец избил свою 17-летнюю дочь, которая собралась замуж, обрил ее налысо.

— Да, я слышала об этом случае. Он демонстрирует патриархальное доминирование мужчины в обществе. Но раз уж такой случай стал достоянием полиции и СМИ, значит, подобное не всегда одобряется общество, и светские законы тоже иногда играют свою роль. Хотя проблема давления на детей, проблема контроля (вплоть до крайней формы семейного насилия — убийств чести) в Чечне пока еще существуют.


Материал комментируют: Саида Сиражудинова Рамзан Кадыров потребовал от своих подчиненных, чтобы в Чечне вновь сошлись все разведенные супруги. За полтора месяца удалось «помирить» почти тысячу распавшихся семей. Но насколько прочными они будут, если между супругами порой остаются неразрешимые жизненные противоречия?! Примиритесь именем Аллаха! В западной прессе произошел очередной всплеск интереса к чеченскому обществу и персонально Рамзану Кадырову. В течение недели огромные статьи, посвященные Чечне, были опубликованы в ведущих медиа, таких как BBC, Radio Liberty, The Telegraph, Independent, The Times, The weekend Australian… Все они залпом выдали сообщения о том, что в Чечне по требованию Рамзана Кадырова начали создавать Штабы по гармонизации брачно-семейных отношений. В них входят чиновники местных администраций и исламские богословы (муллы и кадии), основная задача которых — помирить разведенных супругов и попытаться воссоединить семью. Причем абсолютно неважно, как давно был оформлен развод — год или семь лет назад. По словам руководителя аппарата Духовного управления мусульман Чечни Супьяна Курбанова, в самых сложных случаях (когда бывшие супруги заявляют членам комиссии, что между ними некие «непримиримые противоречия»), приходится подключать также старейшин и родственников. Также в местных администрациях созданы «Горячие линии», куда может позвонить любой из бывших супругов и попросить помощи чиновников. Бывает и такое, что жене приходится возвращаться к мужу, который после развода уже женился второй раз — и тогда она становится второй женой. Главная задача воссоединения семей (по крайней мере, как объявил Кадыров) — это забота о детях, которые вынуждены воспитываться в неполных семьях, либо с неродными родителями. По словам Кадырова, именно такие дети больше всего подвержены влиянию экстремистской пропаганды. Поэтому к такой тонкой работе, как примирение супругов, привлекают… даже правоохранителей. 21 августа на ГТРК «Грозный» вышел сюжет о работе штабов по гармонизации брачно-семейных отношений: как отчитался директор Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Рустам Абазов, удалось воссоединить уже 948 распавшихся семей (еще 6 августа государственный телеканал сообщил о 639 воссоединенных семьях, а 14 августа — о 817 парах). Чиновники против традиций? Вообще, на ГТРК «Грозный» реализации программы, придуманной Кадыровым, рассказывают почти ежедневно. И вот несколько живых примеров, о которых поведали журналисты государственного телевидения. Марьям Очерхаджиева и Иса Идрисов из Грозного в браке прожили 11 лет, у них несколько детей (муж старше супруги на двадцать лет). Три года назад они разошлись из-за того, что не нашли общий язык по поводу «квартирного вопроса». Дети остались у отца — это для патриархального чеченского общества абсолютно нормальная ситуация, так требуют адаты (обычное право). После визита «примирительной» комиссии женщина вернулась к мужу. Мансура Чинхоева из Грозного жена также оставила три месяца назад, вместе с четырьмя детьми (двое из них — инвалиды). После того, как оба бывших супруга побывали на заседаниях «семейного» штаба, они согласились снова жить вместе. Мадина Хасанова из села Давыденко была замужем 13 лет, три года назад она развелась с мужем. Дети также остались у него. Но сейчас женщина возвращена обратно в семью. Хеда Висингериева из Серноводского ушла от мужа больше года назад, их общая дочка все это время жила у бабушки. Сейчас семья также воссоединилась. У Хавы Юсуповой из Серноводского семеро детей, в разводе она 13 лет, и все это время муж практически не принимал участия в их жизни. Но теперь, как рассказывают в сюжете на ГТРК «Грозный», семья должна воссоединиться. Обзавелся ли за эти 13 лет бывший супруг новой семьей или нет, тележурналисты не сообщили. Элизу Якшатову из селения Катыр-Юрт выдали замуж в 19 лет за односельчанина-ровесника, но очень быстро молодые люди разбежались. И снова тележурналисты не рассказывают о традициях: молодые люди до свадьбы зачастую не просто не знакомы, но даже ни разу не виделись. Естественно, у молодоженов могут оказаться абсолютно разные характеры и интересы — вот и быстро разбегаются. Если их попытаться насильно «примирить», вряд ли такой брак будет крепким и долгим. Как и те семьи, в которых продолжают тлеть серьезные бытовые конфликты: муж бьет жену, унижает ее, нигде не работает… «Ислам дает право на развод» С просьбой прокомментировать инициативу Кадырова «Свободная пресса» обратилась к нашему постоянному эксперту по вопросам кавказских традиций, президенту Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саиде Сиражудиновой. «СП»: — Саида Валерьевна, как вы относитесь к тому, что «воссоединением» распавшихся семей занимаются не психологи, а муллы и чиновники? — Подобные факты лишь еще раз подчеркивают специфику северокавказского общества, с его традиционностью и спором между религией, адатами и законом, попеременно выигрываемым каждой из «сторон». Инициатива, связанная с примирением семей, может быть, важна, но она должна быть своевременной: она должна выступать как медиация, с привлечением статуса и авторитета специалистов, своевременного вскрытия проблем семьи и их решения в меру возможностей. Поэтому работать с семьями надо, но здесь важно не переусердствовать. Развод — это трагедия для семьи, а совокупность разводов — трагедия для общества. Бывают браки, которые можно спасти, и которые даже нужно спасать. Сюда можно отнести необдуманные разводы, скажем так, «на эмоциональной почве», разводы из-за небольших и разрешаемых разногласий, разводы из-за вмешательства родственников. «СП»: — Чеченские богословы, комментируя инициативу Кадырова, ссылаются на шариат: мол, развод — худшее из разрешенного в исламе. — Для любой чеченской женщины развод несет массу нежелательных последствий, и это отчаянный шаг и большой риск. Но бывают случаи, когда совместная жизнь невозможна, кода существует угроза физического насилия или морального уничтожения личности. И, в подобных случаях, заставить людей вновь сойтись невозможно и опасно. Не зря ислам дает право на развод. «СП»: — Считается, что права женщины в чеченском обществе почти не защищены. Вот недавняя история: в Курчалоевском районе отец избил свою 17-летнюю дочь, которая собралась замуж, обрил ее налысо. — Да, я слышала об этом случае. Он демонстрирует патриархальное доминирование мужчины в обществе. Но раз уж такой случай стал достоянием полиции и СМИ, значит, подобное не всегда одобряется общество, и светские законы тоже иногда играют свою роль. Хотя проблема давления на детей, проблема контроля (вплоть до крайней формы семейного насилия — убийств чести) в Чечне пока еще существуют.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl